Вы здесь

Образование СНГ: хронология, сопутствующие проблемы

thumbnail
Образование СНГ: хронология, сопутствующие проблемы
Хронологически образование СНГ произошло в 1991 году

Оглавление:

  1. Государственные параллели между образованием СССР и СНГ
  2. Функции и структура СНГ
  3. Проблемы СНГ

В 1991 году случилась одна из крупнейших геополитических катастроф прошлого века – распад СССР. Он был спровоцирован комплексом причин, но, по мнению современных исследователей, не являлся неизбежным. Тот системный кризис, который привел к гибели Советского Союза, мог быть преодолен и без разрушения государства. Однако перестройка, провозглашенная как стратегия преодоления кризисных явлений, по сути дела, таковой не являлась. Она лишь усугубила имеющиеся противоречия и ускорила самоликвидацию Советского Союза.

Если описывать образование СНГ кратко, то оно представляет собой не очень длинную цепь событий, начавшуюся в конце августа и завершившуюся в декабре 1991 года:

  • ГКЧП и отказ республик от подписания нового договора;
  • объявление бывшими союзными республиками государственного суверенитета;
  • заключение соглашения о создании СНГ (Содружества Независимых Государств).

Государственные параллели между образованием СССР и СНГ

Если сопоставлять образование СССР и образование СНГ, то в этих процессах можно обнаружить общее и отличное.

Во-первых, СССР и СНГ представляют собой юридические формы сосуществования почти всех территорий и населяющих их народов, ранее входивших в состав Российской империи.

Во-вторых, то и другое образование возникло в переломные периоды истории, когда актуальным был вопрос о пути дальнейшего развития. Так было в 1920-х годах, когда завершилась фаза длительного военно-революционного кризиса, начавшегося в 1914 году, и потребовался переход к мирной жизни. Для этого нужно было обеспечить возрождение экономики, защиту национальной безопасности и решение накопившихся за годы войн и революций бытовых проблем населения. Сделать это в одиночку не представлялось возможным. Поэтому в декабре 1922 года три республики – РСФСР, УССР и ЗСФСР подписали договор, заложивший юридическую основу Советского Союза, в который затем были включены все остальные территории, за исключением польских и финских земель.

СССР к рубежу 1980-1990-х годов испытывал острый системный кризис, порожденный комплексом объективных и субъективных причин, который мог быть преодолен серьезным модернизационным рывком. Для этого необязательно было разрушать Советский Союз. Данный сценарий развития оценивался большинством исследователей как наиболее неблагоприятный и катастрофичный по своим последствиям. Если бы Союз был сохранен и прошел период мягкой, но продуманной модернизации, то многих проблем, которые сегодня переживают государства, ранее в него входившие, можно было бы избежать. Но, как известно, история не имеет сослагательного наклонения. 8 декабря 1991 года главы России, Украины и Беларуси объявили договор 1922 года денонсированным. Вместо СССР была предложена новая форма сотрудничества – СНГ.

Принципиальное отличие СССР и СНГ состоит в том, что последний не является ни государственным, ни надгосударственным, как ЕС, образованием. Союз Независимых Государств – это договор, соглашение о сотрудничестве, осуществляющемся на строго добровольной основе без утраты его членами своего суверенитета. При его заключении преследовалась двойная цель:

  • смягчить последствия распада единого государства;
  • перевести сотрудничество между суверенными государствами, ранее бывшими союзными республиками, в новый формат.

Таким образом, распад СССР и образование СНГ – это два хронологически последовательных институциональных и исторически взаимосвязанных процесса.

Видео о распаде СССР и образовании СНГ

Функции и структура СНГ

СНГ, созданный тремя ведущими славянскими республиками, постепенно включил в себя практически все территории бывшего СССР. Это случилось почти сразу же, в декабре 1991 года. От этого шага отказались только прибалтийские государства, с самого начала связывавшие свою дальнейшую судьбу с ЕС, и Грузия. Но и она вошла в СНГ в 1993 году.

В дальнейшем состав участников менялся. Так, в 2009 году СНГ покинула Грузия, о таком же намерении в 2014 году заявила Украина, однако, соответствующее решение Верховной Радой пока окончательно не принято. В качестве наблюдателей к СНГ примкнули Афганистан и Монголия, что очень важно с геополитической точки зрения. Ядром СНГ была и остается Россия, на долю которой приходится четыре пятых ВВП региона.

Союз Независимых Государств – это многонациональная организация, базирующаяся на демократических основаниях. Она формируется на добровольной основе и уважении национального суверенитета. В ее рамках реализуются как двусторонние, так и групповые взаимодействия между странами. Своими главными целями СНГ считает:

  • всестороннее сотрудничество государств, т.е. развитие политических, социально-экономических, культурных и гуманитарных взаимоотношений;
  • решение вопросов оборонной политики и безопасности государств;
  • развитие инфраструктуры, прежде всего, в сфере транспорта и связи;
  • мирное решение возможных конфликтов.

Отличительной чертой СНГ является ее минимальная забюрократизированность. Этим она, безусловно, выгодно отличается от ЕС, поскольку ее главной задачей является содействие развитию и согласованию интересов стран-членов. Вместе с тем, с точки зрения совокупного экономического потенциала, СНГ уступает ЕС.

Видео об образовании СНГ

Высшим органом организации является Совет глав стран СНГ. Жесткого регламента работы он не имеет, но согласно Уставу, собирается для обсуждения различных вопросов с установленной периодичностью. В рамках организации функционируют советы министров обороны, МВД, иностранных дел и т.д. Все решения принимаются на согласованной основе.

Важно, что СНГ представляет собой развивающуюся организацию. Если в первое десятилетие после своего создания она фактически не играла какой-либо значимой роли в межгосударственном взаимодействии, то в последние десятилетия ситуация принципиально изменилась. Это связано, с одной стороны, с преодолением острых негативных последствий ликвидации Советского Союза, с другой, необходимостью социально-экономического развития каждой из стран-членов и обеспечения их безопасности в условиях резко ухудшающейся международной ситуации. Когда остановился спад производства, стабилизировались национальные валюты, были устранены основания для возможных дезинтеграционных процессов внутри стран-участниц, то на первое место вышли проблемы модернизации экономики, развития торговли и научно-технического потенциала.

Поэтому на базе СНГ и с участием ее членов было создано несколько важных организаций и союзов:

  • ОДКБ.
  • ШОС.
  • ЕврАзЭс.
  • Таможенный союз.

Эти организации также сформированы на добровольной основе, поэтому количество и персональный состав их членов может быть различным. Туда могут входить не только страны-члены СНГ, но и иные заинтересованные стороны. К примеру, В ШОС входит Китай, который не является членом СНГ.

Каждая из этих организаций решает интеграционные проблемы в какой-либо конкретной сфере. Так, ОДКБ нацелена на сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, а ЕврАзЭс – на формирование экономических связей, развитие торговли, транспорта и т.д.

Проблемы СНГ

Интеграционный процесс, развивающийся на постсоветском пространстве, противоречив. В нем можно увидеть кооперацию и конкуренцию, сотрудничество и соперничество. Как всякая развивающаяся организация СНГ испытывает ряд проблем. Они есть в каждом из направлений сотрудничества. К примеру, в области социально-экономического взаимодействия:

  • ресурсные и, прежде всего, финансовые проблемы для стимулирования инновационного типа развития своих хозяйственных систем и их интеграции в единое экономическое пространство;
  • согласование позиций по вопросам беспрепятственного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы;
  • совершенствование нормативно-правовой основы в сфере пенсионного обеспечения граждан стран-членов СНГ и т.д.

Важно, что национальные интересы государств редко являются диаметрально противоположными, поэтому возникающие проблемы имеют перспективу решения на компромиссной основе. Иногда их согласование затягивается, как это, к примеру, имеет место быть в рамках Таможенного союза.

Очевидно, что СНГ представляет собой оптимальную форму сотрудничества государств на постсоветском пространстве, которая обеспечивает не только внутреннюю устойчивость ее членам, но и способность коллективного противостояния разнообразным внешним вызовам.

А Вы считаете образование СНГ верным шагом в истории? Поделитесь своим мнением в комментариях.



Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий