Вы здесь

Как фотографировать натюрморт

thumbnail
Как снимать натюрморт
Не ограничивайте себя стереотипами. Дайте свободу воображению.

Оглавление:

  1. Спаржа
  2. Фигурки из дерева
  3. Белые лилии
  4. Антуриум
  5. Бабочка на скрипке
  6. Струнный квартет
  7. Краски
  8. Срез тыквы
  9. Письменный стол
  10. Рыба на газете
  11. Торс
  12. Флейта Пана
  13. Тема для разговора: Дизайнер-декоратор

У фотографа есть полная свобода выбора объекта, композиции и способа освещения, и в этом смысле полностью отсутствуют свойственные для коммерческой съемки жесткие рамки, связанные с желаниями заказчика или арт-директора. Обычно в качестве объекта для съемки выступают эстетически привлекательные предметы, например растения, цветы, фрукты и т.д., однако творческий подход позволяет сделать практически любую вещь центральным элементом хорошего натюрморта. Попробуйте снимать под другим углом, с контрастным светом или даже с цветными фильтрами!

фотография спаржи

Спаржа

Занимаясь фотосъемкой кулинарных изделий, я испытываю большую любовь к различным блюдам и ингредиентам и довольно часто занимаюсь их творческой съемкой ради собственного удовольствия. Повесив несколько таких кадров у себя на кухне, я и не подозревал, что открою для себя огромный рынок настенных изображений на кулинарные темы. Теперь во время каждой вечеринки гости буквально забрасывают меня просьбами напечатать для них копию чего-нибудь подобного. Яркие, напечатанные на холсте или обрамленные в металл, такие снимки хорошо смотрятся в современном интерьере. Довольно часто наиболее удачные снимки получаются при очень простом освещении, а объект на первый взгляд может показаться самым заурядным. Глубина резкости и то, как вы ее используете, оказывают очень большое влияние на характер снимка. Всегда выбирайте самые свежие цветы или фрукты. Приступая к съемке, всегда имейте запас свежих экземпляров, поскольку они могут быстро завянуть.

Освещение

Освещение спаржы

Как ни удивительно (даже для меня), этот довольно популярный снимок был сделан с использованием всего одного источника света. Мне кажется, решающую роль здесь сыграл удачный выбор определенного сочетания цветов. Синий пластиковый стакан прекрасно преломляет свет, превращая его в рассеянное холодное сияние. Зеленая фактура спаржи богата оттенками сама по себе и к тому же хорошо контрастирует с сиреневым фоном. Как же выглядела схема? Я положил на стол изогнутый лист бумажного фона и разместил на нем стакан, закрепив пластилином. Затем я аккуратно разложил в стакане стебли спаржи, после чего установил вспышку с серебряным рефлектором и шторками слева под углом 90°. Чтобы защитить объектив от засветки и сделать свет более направленным, я воспользовался черной панелью. Небольшой белый отражатель с правой стороны позволил лучше выявить детали спаржи и немного заполнить тени. Дело сделано!

Фигурки из дерева

фотография фигурок из дерева

Создание привлекательного натюрморта во многом определяется выбором объекта. Как лишний раз подтверждают эти снимки деревянных фигурок, освещение может быть очень простым. В данном случае я установил лишь один осветительный прибор, дополнив его белым отражателем для подсветки теней. Эта схема почти идентична той, что использована при съемке спаржи, но здесь мы видим совсем другой эффект. Грубая бумага ручной работы, использованная в качестве фона, и богатая фактура дерева создают ощущение тепла и близости к традициям. Очень низкое расположение источника света создает длинные глубокие тени и отлично подчеркивает текстуру. Настроение снимка можно подчеркнуть с помощью Photoshop, сделав его еще более ярким и необычным. Кадр хорошо бы смотрелся и в чернобелой версии.

Освещение

освещение фигурок из дерева

Эти фигурки вырезал из дерева один мой знакомый мастер. Я положил их на несколько листов грубой бумаги, специально включив в кадр их неровные края и приподняв один из листов справа с помощью пластилина. Камера была установлена сверху и направлена перпендикулярно съемочному столу. Слева внизу, прямо на уровне стола, был расположен вертикальный линейный источник света (вместо него может подойти обычная вспышка с узконаправленным рефлектором). Чтобы подсветить области теней, я поставил справа от стола небольшой белый отражатель.

Светлое пятно вокруг головы одной из фигурок я создал с помощью небольшого фонарика.

Белые лилии

фотография белых лилий

Свобода, которую предоставляет съемка натюрмортов, очень помогает отработать навыки освещения. Эксперименты с расположением источников, различными насадками и рефлекторами могут многому вас научить. Держите под рукой блокнот, куда заносите примерные зарисовки используемых схем освещения и описывайте те эффекты, которых удалось добиться. Эта записная книжка окажется крайне полезной, когда вы получите коммерческий заказ на съемку товаров или рекламы: поскольку у вас уже не будет времени на эксперименты, просто выберите подходящий вариант из полученных ранее снимков и действуйте согласно описанию. Не стесняйтесь пробовать самые разные подходы. Это единственный способ чему-то действительно научиться, и к тому же самый интересный. Много лет назад, когда я учился снимать, количество полученных кадров ограничивалось только стоимостью пленки и ее обработки.

Освещение

освещение белых лилий

Этот снимок белых лилий был сделан для свадебных приглашений, В качестве фона использован белый картон, на котором хорошо смотрелся текст приглашения. Поскольку края лилий хорошо просматриваются, можно было бы сделать обтравку и изменить фон, но я решил этого не делать, поскольку снимок потерял бы глубину и объем, придаваемые ему тенями на заднем плане. Для постановки света был использован другой цветок, который я заменил на абсолютно свежий, когда все было полностью готово. Сверху и справа я установил софтбокс, а слева сзади расположил направленную вспышку с рефлектором и шторками. Лучи создаваемого ею света проходили низко, прямо над столом. Тень, которую видно в кадре, я создал с помощью одной из шторок: это позволило «отделить» лепестки от белого фона и придать фотографии объем. Обязательно защитите объектив от любого бокового света.

фотография антуриума

Антуриум

Цвет в натюрморте всегда является главным.

У снимающего натюрморт фотографа есть практически такие же возможности, как у художника.

Оба они не ограничены в выборе цветов и объектов, но если художники в основном пользуются отраженным светом (в котором все предметы выглядят как обычно), то фотограф при работе над кадром способен использовать все хитрости и особенности света, которые ему хорошо известны. Иногда очень яркие и необычные цвета выявляются с помощью простой задней подсветки. Поэкспериментируйте с различными жидкостями или листьями растений. Особенно удачным такой подход может быть при съемке нарезанных фруктов. Не стесняйтесь делать кадр абстрактным. Иногда вы можете представить предмет в совершенно новом свете просто за счет нарочито яркой гаммы и нестандартного расположения источников. То, что на первый взгляд может показаться безвкусицей и безумным смешением цветов, вдохнет в снимок новую жизнь.

Освещение

Будьте смелее! Этот яркий и немного грубый снимок построен на сочетании двух дополняющих друг друга цветов и легкой задней подсветки. Я установил ярко-зеленый фон на расстоянии пары метров от объекта и осветил его справа с помощью стрипа, чтобы добиться равномерного насыщенного тона. Подвесив цветок с помощью зажима, я подсветил его сзади слева вспышкой с рефлектором. Если хотите, можете смягчить свет этого источника с помощью кальки или софт-фильтра. Теперь вам потребуется немало усилий, чтобы полностью избавиться от паразитной засветки, так как последняя обязательно проявит себя при таком расположении приборов. Установите черные панели для защиты объектива и делайте тестовые снимки, пока не исчезнут признаки бликования и снижения контрастности изображения. Наконец, я поставил справа небольшой белый отражатель для заполнения теней на цветке.

Бабочка на скрипке

фотография бабочки на скрипке

Музыкальные инструменты - очень благодатный материал для съемки. Полированный металл и тонкие механизмы саксофона или трубы, благородная текстура дерева и отточенная форма струнных инструментов - все это дает нам прекрасный повод для продуманной и тщательной постановки освещения. Снимая блестящие поверхности медных духовых постарайтесь свести к минимуму собственное отражение. Нет ничего ужаснее, чем увидеть на снимке отражение студийного оборудования и самого фотографа. В этом вам может помочь специальный матирующий аэрозоль, хотя в последние годы я чаще обращаюсь для этого к средствам Photoshop. Имеет смысл также избегать ярких бликов и отражений источников света на лакированных поверхностях струнных, поскольку это ухудшает передачу глубоких тонов и тонкой текстуры дерева.

Освещение

освещение бабочки на скрипке

Фотография со скрипкой и сидящей на ней бабочкой была сделана для портфолио, но в итоге была куплена одним из клиентов для использования в качестве постера на музыкальном конкурсе. При съемке я использовал широкоугольный объектив, подчеркивающий перспективу. Уложив сосновые доски на площади 1,8 х 2,4 м, я повесил на заднем плане лист синей фоновой бумаги, прикрепив к нему внизу отрезок плинтуса. Затем я аккуратно изогнул нотные страницы, сделал упор для скрипки и аккуратно приклеил бабочку к струнам на уровне подставки. Я использовал три источника: софтбокс сверху (обратите внимание на его отражение в лакированном корпусе), линейную вспышку со шторками, создававшую рисунок световых полос на синем фоне, и еще одну вспышку слева и сзади, перед которой я поставил прозрачные стеклянные бутылки. Преломляя свет, они помогли создать привлекательный световой узор на полу.

Струнный квартет

фотография струнного квартета

Съемка неживых предметов дает фотографу огромную свободу в выборе объекта, обдумывании того, как он должен выглядеть, и в экспериментах с цветом и освещением. Если у вас нет четкого задания, не ограничивайте себя: пробуйте все идеи, которые приходят вам на ум. Принципы освещения нельзя понять, заучив несколько шаблонных правил, хотя определенные общие принципы необходимо соблюдать. В значительной степени осознанию того, как свет и тень преображают внешний вид объекта, помогают простейшие эксперименты. Возьмите яйцо или деревянный куб. Выключите в студии верхний свет и используйте только один осветительный прибор, перемещая его вокруг объекта и наблюдая за тем, как изменяется распределение светлых участков и теней. При определенном расположении источников света можно передать на снимке даже сложную форму трехмерных объектов, как это хорошо демонстрирует фотография струнных инструментов справа.

Освещение

освещение струнного квартета

Для съемки потребовалось довольно просторное студийное помещение, поскольку камеру пришлось расположить на расстоянии 3 м над объектами. Я сделал пятнистый фон сам, нанеся несколько видов красок на рулон коричневой бумаги с помощью грубой кисти. В первую очередь я разместил в кадре виолончель, затем добавил по одному все остальные инструменты, подложив под них деревянные бруски и зафиксировав в нужном положении с помощью непачкающего пластилина. Когда композиция меня устроила, я приступил к установке освещения. Слева сверху под углом 45° я поместил большой софтбокс. С правой стороны я поставил два 30-см линейных источника света, расположив перед каждым из них по стеклянной бутылке с водой; это позволило создать эффект солнечного света, падающего на объекты. Серебряные рефлекторы тоже подошли бы для этой цели. Наконец я установил большие белые отражатели по периметру композиции, чтобы добавить освещения на теневые участки.

Краски

Проведя долгие часы над освещением яйца, не обязательно в скорлупе, вы не могли не заметить, что направление света является определяющим фактором в формировании облика предмета. Тени придают объекту форму и объем.

фотография красок

Одна и та же композиция может выглядеть по-разному, если вы переместите источник освещения буквально на несколько градусов. Такие возможности контроля и такой уровень ответственности всегда держат фотографа в тонусе. Иногда можно услышать выражение «камера никогда не лжет».

На самом деле при осознанном выборе освещения она вполне на это способна. Вооружившись базовыми знаниями и посвятив время фотосъемке, вы научитесь заранее представлять, где должны стоять приборы для создания нужного вам светового рисунка. Со временем это умение станет вашей второй натурой. Часто встречаешь фотографов, выбирающих легкий путь: равномерное и бестеневое освещение композиции, в котором сложно допустить ошибку, но которое делает снимок плоским и бесхарактерным.

Освещение

освещение красок

Инструменты художника - превосходный материал для съемки благодаря бесконечному изобилию красок, текстур и самых различных поверхностей. В данном случае я решил запечатлеть как можно больше предметов на едином фоне, и создание композиции само по себе было весьма интересным процессом. Мне хотелось сделать кадр более контрастным, поэтому я расположил один из источников на низком уровне слева сзади, чтобы его свет скользил по поверхности предметов. Мощность этого источника была подобрана так, чтобы белые участки тюбиков только-только выходили за пределы экспозиционной нормы. Главное - не перестараться. Затем я установил два софтбокса над композицией: один впереди, а другой - сзади и немного ниже, чтобы создать равномерное освещение всех объектов. Еще одна вспышка с рефлектором и шторками стояла справа внизу, чтобы немного оживить правую часть композиции. Самым сложным моментом в этой съемке была последующая уборка!

Срез тыквы

фотография среза тыквы

Выбрав объект для съемки, вы постепенно начинаете представлять, как он должен выглядеть на фотографии. Вы когда-нибудь обращали внимание на «мужской» и «женский» стили в предметной съемке? Большинство «мужских» продуктов снимают при ярком, контрастном освещении, в то время как «женские» чаще снимают при более рассеянном свете, делающем тона приглушенными, а очертания не такими резкими. Поместив объект перед камерой, установите первый источник света: в моем случае это обычно софтбокс, создающий равномерную заливку сверху. Затем наращивайте вашу световую схему, последовательно вводя дополнительные источники света в логическом порядке. Попробуйте отключать все приборы, кроме того, с которым работаете. Если вы увидите, что он ничего не дает, то смело избавляйтесь от него. Кажется, максимальное число источников, которым мне доводилось одновременно пользоваться, равнялось 14! Мне повезло, что объект съемки тогда не подвергался высыханию, иначе я бы просто не смог до него добраться среди всех стоек, вспышек и штативов. Как вы думаете, кстати, вышел ли снимок тыквы «мужским» или «женским»?

Освещение

освещение среза тыквы

Мне нравится этот снимок среза тыквы, так как он наглядно демонстрирует, чего можно добиться даже при небольшой доле воображения. Данный метод можно использовать при съемке любых фруктов, овощей и даже печатных плат на цветном текстолите. Самое главное - что все построено на одном источнике света. Многие спрашивают меня, как сделан снимок, рассчитывая услышать массу сложных деталей, но на самом деле все было очень просто (хотя я обычно отвечаю, что все было действительно весьма непросто - я же должен поддерживать имидж!). В листе пластика «фор-майк» было проделано отверстие, размером чуть меньше диаметра тыквы. Лист пластика я положил на стеклянную подложку, чтобы сделать его ровным. Положив на отверстие срез тыквы, я осветил его снизу источником постоянного света. Сам источник я окружил черными панелями, чтобы отраженный свет, попадая в студию, не сделал тени менее контрастными. Выключив верхний свет, я открыл затвор на несколько секунд. При съемке таких кадров точную экспозицию лучше определять по тестовым снимкам.

Письменный стол

фотография письменного стола

Каждую схему освещения необходимо строить последовательно. Одно из важных преимуществ настоящей студии состоит в том, что она дает фотографу возможность в любой момент выключить верхний свет. В некоторых случаях, когда нужно проэкспонировать горящие цифры на дисплее или пламя свечи, без этого не обойтись. Если у вас нет возможности работать в почти полной темноте, вы не сможете точно оценить эффект каждого отдельного источника света. Процесс освещения натюрморта затрагивает практически все аспекты фотографии в целом. Добавляя и убирая источники света, вы доводите изображение до совершенства, после чего делаете ваш итоговый снимок. Помните: необходимо в первую очередь представить будущий снимок, затем расположить объекты в кадре, приступить к постановке освещения и, наконец, нажать на спуск. Эти шаги взаимозависимы: например, если вы переместите источник света, то он может дать некрасивую тень, и вам потребуется немного сдвинуть элементы композиции и т.д. Однако есть случаи, когда цепочка действий сильно сокращается. Когда при съемке кадра я начал работать над освещением, то понял, что единственный необходимый источник света уже есть в кадре.

Освещение

Вряд ли можно найти более простую схему освещения, чем на этом снимке антуража легендарного «Восточного экспресса». Примитивные источники света, такие как горящая спичка, свеча, керосиновая или настольная лампа, часто используются в натюрморте помимо основного освещения для придания кадру определенной атмосферы, но здесь обычная лампочка накаливания стала единственным осветительным прибором. Я установил камеру на штатив, разместил в кадре меню и открытку «Восточного экспресса», после чего провел замер экспозиции. Я оставил баланс белого в режиме Daylight, чтобы сохранить теплые тона изображения. Если вы снимаете на пленку, то убедитесь, что это пленка для дневного света (без индекса «Т»), Очевидно, что чем выше мощность лампочки, тем короче должна быть выдержка, но при этом увеличивается и выделение тепла - так что следите за тем, чтобы не сжечь абажур! При выдержке в несколько секунд полностью исключите вибрацию камеры и съемочного стола.

Рыба на газете

фотография рыбы на газете

Я уже неоднократно говорил о важности теней и их способности придавать снимку ощущение объема и глубины. Существуют два типа теней: отбрасываемая тень и собственная боковая тень. Отбрасываемая тень - это область фона или предмета, на которую не попадает свет, поскольку между ней и источником освещения располагается непрозрачный объект. Такая тень -это темные участки, которые располагаются прямо за объектом. На этом снимке можно наблюдать тени от газеты и от бутылок, которые находятся за кадром. Во многих случаях отбрасываемая объектом тень принимает его форму, особенно если использован точечный источник света.

Чем дальше расположен источник, тем более четкой становится граница тени. Такая тень называется жесткой. Софтбокс, напротив, дает очень мягкую тень, границы которой представляют собой плавный градиент. Экспериментируя с различными насадками, вы поймете, что они могут создавать разные типы теней.

Освещение

Этот снимок снетков на газете был сделан для рекламы масла. Мы вырезали из картона небольшой лист в форме рыбы и приклеили к нему снетков. Скомкав газету, мы поместили на нее лист с рыбой. В качестве фона была выбрана мраморная панель. Я использовал три осветительных прибора. Первым был софт-бокс, расположенный вверху слева и сзади. Затем я поставил направленный источник света в верхнем правом углу композиции, расположив его на низком уровне и установив на него синий светофильтр. Перед источником я поставил бутылку из-под молока, наполненную водой, чтобы создать эффект преломленного света. Слева я установил линейный 30-см источник света, перед которым разместил большую пластиковую бутыль с жесткими поперечными ребрами. В эту бутыль я напил воду, размешав в ней зеленый пищевой краситель. Преломленные лучи света создавали зеленоватый узор на белом мраморе.

Торс

фотография торса

Основное качество тени - это степень ее жесткости, или, другими словами, резкость или размытость ее границ. Собственная боковая тень на предмете - это та темная область, которая располагается на самом объекте с неосвещенной стороны, как это хорошо видно на выпуклых мускулах (снимки справа). Без такой тени на поверхности не формировался бы тональный градиент и сложная трехмерная форма мускулатуры стала бы выглядеть плоской. Если вы, к примеру, осветите лицо человека со стороны, то острая тень от его носа будет истинной (отбрасываемой) тенью; в то же время темные участки щеки за пределами носовой тени будут представлять собой собственную тень лица. Другой пример собственной тени - это темная сторона шара, освещенного одним источником. Круглая тень, создаваемая им на фоне, будет при этом отбрасываемой. Хорошо разобравшись в особенностях теней, вы сможете демонстрировать любой объект во всем его великолепии.

Освещение

освещение торса

Эти снимки демонстрируют, как с помощью теней можно подчеркнуть форму мускулов на мужском торсе. Если бы я осветил модель равномерным светом,то очертания мускулатуры были бы потеряны. Схема освещения, использованная здесь, была очень простой. Две вспышки с 21-см рефлекторами были установлены сзади для подсветки фона, каждая со своей стороны. На модель была направлена одна вспышка со специальным портретным рефлектором, который часто используется при съемке причесок и макияжа (50-см рефлектор с центральным диффузором, который несколько смягчает свет). Этот источник я установил на высоте 1,8 м справа и ближе к себе, направив его на модель сверху вниз. На кожу мужчины было нанесено немного масла, чтобы придать ей блеск. Кроме того, я использовал большой белый отражатель, чтобы отбросить часть света на левую сторону торса. Фоновые источники были примерно на полступени мощнее основного, чтобы фон выглядел чистым и белым.

Флейта Пана

фотография флейты пана

Еще одним подвидом теней являются изолированные тени. Они отбрасываются объектом, который не виден в кадре и находится на некотором расстоянии от композиции. Примером такой тени может служить светотеневой узор, использованный при съемке кожаного блокнота. Довольно часто я создаю фигурные тени на фоне с помощью гобо, установленного в эллипсоидный спот. Такие тени часто используются при съемке кино: например, освещенный квадрат с перекрестом внутри создает иллюзию находящегося рядом окна и т.д. Не стесняйтесь экспериментировать с различными тенями. Однажды я даже использовал для создания тени ящик из-под пива! Вы можете вырезать гобо сами из листа черного картона. Просто вырежьте фигуры и расположите лист перед источником света. Такой метод позволит создать приглушенные, не бросающиеся в глаза тени, оказывающие разительное влияние на настроение снимка. Именно так я поступил при работе над снимком с флейтами.

Освещение

Этот снимок стал частью той же серии, что и фотография скрипичных инструментов. Как и в тот раз, я сделал фон сам, нанеся на бумажный лист несколько видов краски с помощью жесткой кисти. Чтобы придать кадру южноамериканский характер, я положил на фон сложенное цветное пончо, после чего разместил на нем сами флейты. Мне хотелось иметь довольно жесткий рисующий свет, поэтому я воспользовался вспышкой с 21-см рефлектором и фильтром Tough Frost, поставив ее слева на довольно низком уровне.

Перед вспышкой я закрепил самодельное гобо из черного картона, тени от которого получились очень размытыми за счет сравнительно небольшого расстояния от гобо до вспышки. Справа вверху я расположил большой белый отражатель для заполнения теней. Небольшой стрип, расположенный с противоположной стороны от основного источника, позволил создать аккуратные блики на поверхности бамбуковых флейт. Схема была простой, но весьма эффективной.

Тема для разговора: Дизайнер-декоратор

фотография стола с карандашами

Фотограф

Работа в жанре натюрморта прелоставляет фотографу широчайшие возможности в выборе объекта съемки, в зависимости от личных пожеланий и вкуса. Вы снимаете композицию так, как видите ее сами, без каких-либо внешних ограничений.

Не существует никаких жестких правил в постановке освещения, которым вам пришлось бы следовать. Перед вами - чистое полотно, источники света и бесконечное множество способов их использования. Обязательно экспериментируйте со всеми доступными вам приборами, насадками и рассеивателями; при этом всегда зарисовывайте световую схему, чтобы потом можно было легко ее восстановить. Помните, что от расположения источников света полностью зависит вид итогового изображения. Достигнув понимания того, какую роль играет освещение, вы сможете создавать снимки с незабываемым характером и атмосферой.

Дизайнер-декоратор

Моя работа художника-декоратора в кино и на фотосъемках дает мне возможность проводить время в мире фантазий, претворяя их в жизнь с помощью бальзы, картона и клея. Пожалуй, сегодня это, скорее, композитный пластик и специальные замазки, но суть остается той же. Я бы хотел подчеркнуть, что дизайнер-декоратор должен в первую очередь быть гибкой и разносторонней личностью, обладая при этом массой конструкторских навыков и смекалкой. Сегодня в нашем распоряжении есть масса материалов. Я работаю с каким угодно материалом - от стекловолокна, латекса, губок, полистирола и металлов до старого доброго дерева. Мне приходится быть мастером на все руки, и это в том числе подразумевает базовые знания о принципах фо то- и киноосвещения. Перед съемкой я во всех подробностях обсуждаю с фотографом нашу задачу, выясняя, как он или она собирается ставить освещение. Определенные знания в этой области оказывают мне огромную помощь в работе. Посещая самые разные съемки, я узнал массу хитростей и полезных приемов.

В некоторой степени компьютерная обработка избавляет дизайнера-декоратора от излишней работы, но я всегда предпочитаю доводить дело до совершенства, не рассчитывая на то, что кадр будет кем-то доработан. Это дает мне повод для гордости.



Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий