Вы здесь

Религия даосизм – кто её основатель, и каковы её идеи и принципы?

thumbnail
Религия даосизм – кто её основатель, и каковы её идеи и принципы?
Религия даосизм начала зарождаться еще в VI веке до н.э.

Оглавление:

  1. История развития даосизма
  2. Концепция даосизма
  3. Даосизм в наши дни

Восточная философия оказала огромное влияние на весь мир, так как истоки различных верований, течений и школ зародились до нашей эры. Одним из самых интересных учений, безусловно, выступает даосизм. Согласно источникам и фактам, его основы появились еще в VI столетии до н.э., хотя появление религии даосизма датируется II веком до н.э. В основе учения лежало мнение, что все вещи во вселенной рождаются, развиваются и видоизменяются благодаря пути (Дао).  В отличие от популярного в Китае конфуцианства, концепция даосизма заключается непосредственно в духовной реализации конкретного человека, а также его преображении.

Видео о религии даосизм

Стоит отметить, что даосизм, как учение и религия, довольно резко критиковал социальное расслоение, которое присуще в обществе. Согласно основным доктринам, человечество должно вернуться к единству, что может обеспечить только общинный лад. Каждый человек должен соблюдать естественные законы, что не будет противоречить его «пути». В итоге это позволяет сохранить свое естество и ту природу, которая изначально была присуща людям. В целом, даосы считали, что метаморфозы, которые происходят с людьми в процессе социализации, негативно отражаются на личности, заставляя человека сбиться с предназначенного жизненного пути.

История развития даосизма

Хоть даосизм и сформировался еще до н.э., все же он никогда не был официальной религией в Китае. Учение скорее выступало в статусе общественного движения единомышленников. Большое количество отшельников и практиков, которые уединялись от социума, также было характерно для раннего даосизма. Основателем даосизма в Китае был мудрец Лао-цзи. Согласно традициям учения, он считается автором одного из основополагающих трудов даосизма «Дао Дэ Цзин». Именно после появления этого трактата и стало формироваться само учение. Также огромный вклад в развитие движения внесли такие представители даосизма, как Инь Вэнь, Ян Чжу и Чжуан-цзы. Последний стал автором не менее популярного трактата в даосизме, который был назван в честь автора и известен как Чжуан-цзи.

Начиная со II века до н.э, когда даосизм стал считаться религией единомышленников, начали формироваться различные школы. Согласно источникам, известна попытка представителей даосизма установить государство даосов, но она потерпела крах в 215 году от Цао Цао. Тем не менее даосизм не исчез, несмотря на ликвидацию государства, потому вскоре родилась первая школа учения под названием «Школа Небесных Наставников». Также весомый вклад в развитие даосизма внесли такие школы, как Маошань и Линбао. Существует и другая теория, которая выдвигает Чжаньго в основатели даосизма, который начал писать сочинения еще в V веке до нашей эры. Эта теория приравнивает возникновение даосизма к конфуцианству, которое также зародилось в пятом столетии до н.э.

В многочисленных исследованиях и литературе часто можно встретить теорию, что основные положения даосизма позаимствованы из индийской философии. Хотя также существует мнение, что концепция была перенесена в Индию из Китая, после чего стала основой для буддизма.

В V веке нашей эры формируется канон даосизма. Дао цзан включал более 250 текстов и был схож с буддистским каноном. Окончательное оформление трактата произошло лишь в 1607 году, когда к нему добавили последнюю группу из 56 текстов. В современном обличии Дао цзан насчитывает 1488 сочинения.

Концепция даосизма

Как у любого философского учения и религии, концепция даосизма отображает следование определенным доктринам. В основе религии лежит следование основным законам Дао, что позволяет достичь гармонии. Если сформировать основные идеи концепции учения, то можно выделить следующие аспекты:

  • Принцип ненасилия.
  • Недеяние.
  • Следование принципа старшинства в социуме.
  • Стремление к старым устоям, как примеру социального идеала.
  • Спонтанность.

Приверженцы даосизма проповедовали теорию о том, что абсолют не может быть единым и застывшим. Он представлялся скорее в форме изменчивого начала. Именно поэтому в основу религии довольно прочно вошел принцип непостоянства. Согласно принципам даосизма, единым и неизменчивым может быть только закон, который управляет всем процессом перемен. Даосы также считали, что попытки изменить мир являются прямым посягательством на совершенство, увидеть и осознать которое мог только человек, который постоянно находится в состоянии покоя. Именно это побуждало многочисленных приверженцев уединяться на многие годы или до самой смерти, ведя отшельнический образ жизни.

Способствовало уединению в даосизме и представление о вечной жизни. Для даосов это означало и даже заменяло стандартное представление о Рае у других верований и религий. Многие приверженцы учения считали, что благодаря уединению человек способен прожить не меньше, чем тысячу лет, придерживаясь правильного пути и образа жизни.

Основным символом даосизма является знаменитый Инь-Ян. Основная концепция и оформление принадлежат Цзоу Яню, который жил еще в IVвеке до н.э. Темное «инь» означает женское начало, в то время как светлое «ян» - мужское. В основе символа олицетворяются два основных типа вселенских сил. Даосы считали, что инь и ян абсолютно нераздельны. Применяя этот принцип к человеческой жизни можно выделить, что она не может быть только темной. Тем не менее знак имеет еще одну трактовку, которая объясняет проявление баланса. Таким образом, женскому началу инь приписывают абсолютное спокойствие, в то время как ян олицетворяет мощь созидания и активность. Находясь в гармонии, эти стороны дополняют и формируют друг друга. Если же в жизни человека эти принципы не чередуются, а преобладает лишь одна сторона, то в таком случае он не находится на верном пути и его жизнь неэффективна.

В основе верования прочно закрепился принцип созерцательности, который соответствовал общим основам религии. Он трактовался как нерушимая связь между разумом, телом и природой. Его невозможно было объяснить или постичь обычными органами чувств, так как он не имел формы. Если выделить саму суть того, в чем выражалась созерцательность даосизма, то в основе лежало познание природы деятельности, в которой скрывалась великая истина.

Даосизм в наши дни

Изначально, в отличие от других религий, даосизм отличался отсутствием обрядов и ритуалов. Любые подобные внешние признаки, как проведение каких-либо церемоний или создание храмов скорее относилось к конфуцианству, в то время как даосы проповедовали поиск пути и его воплощение в природе. Описывая кратко даосизм и егоосновные идеи, можно было выделить следование общему незримому закону. Тем не менее в процессе правления различных династий он эволюционировал, а сами верования и концепции сильно изменялись. Особо сильное влияние на социальную сферу Китая даосизм оказал в VII-X веках, во время правления династии Тан. Именно тогда учение стало основной частью культуры страны, проникнув в различные сферы.

Даосизм нашел отображение в литературе, поэзии, изобразительном искусстве. Тем не менее на протяжении всего времени религия переживала как значительные подъемы, так и массовые ущемления. Последователи даосизма подвергались гонениям, а само верование ложилось в основу тайных братств, которые выступали против правящей династии и общественного строя.

Видео о концепции даосизма

Революция в 1949 году также сыграла против даосизма. Во время «культурной революции», правление КНР пропагандировало активную борьбу против даосизма и тайных общин, использовавших верование как основу. Лишь после реформ Дэн Сяопина в 1978 году общее положение начало улучшаться. Даосизм и те, кто придерживаются его основ, перестали подвергаться гонениям и могли более открыто проявлять свою позицию и верования. Сегодня значительно изменилось и само определение, что такое даосизм, если сравнивать нынешние концепции с истоками возникновения учения. В современном обществе регулярно открываются новые даосские монастыри и храмы. Такой популяризации учение обязано технике ци-гун. Она имеет много общего с «внутренней алхимией» даосизма.

Также современный даосизм характеризуется многочисленными внешними проявлениями. Всевозможные обряды и ритуалы, а также техники, позволяющие совершенствовать тело, дух и разум, в значительной мере повлияли и на основы учения, адаптировав его к современному обществу.

Как Вы относитесь к религии под названием даосизм? Поделитесь своим мнением в комментариях.



Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий