Вы здесь

Как использовать правило золотого сечения в фотографии?

thumbnail
Как использовать правило золотого сечения в фотографии?
Правило «золотого сечения» и принципы его применения были выявлены очень давно, еще древними учеными, занимающимися наукой геометрией.

В этой связи вспоминается прежде всего имя Пифагора, великого геометра. Художники эпохи Возрождения хорошо знали этот закон и широко применяли в построении композиций своих картин. И в наше время искусство фотографии, продолжатель традиций изобразительного жанра, унаследовало «привычку» использования этой закономерности.

Суть «золотого сечения» заключается в подсознательном, зрительном разделении на части человеком какого-либо изображения с соотношением 2:1, при восприятии произведений в виде живописного полотна, рисунка или фотографии. То есть, любое художественное изображение объектов (полотно, фотографию) можно условно разделить на девять секторов в виде равных квадратов. Это можно представить, как пересекающиеся две вертикальные и две горизонтальные линии, образующие как бы решетку. Точки пересечения линий образующих центральный квадрат и являются зонами «золотого сечения», как по горизонтали так и по вертикали. И изображенный центральный объект композиции (фигура человека на каком-то фоне, девичье лицо среди цветов, верблюд в пустыне), расположенный в зоне этих точек, придает картине или фотографии живость и динамизм. И в результате, произведение обретает гармоничность.

Если объектов два или больше, то это значительно усложняет композиционную задачу. В любом случае, нужно иметь ввиду, что изображаемые объекты лучше располагать по условным линиям разделения по горизонтали и по вертикали. И современному фотографу нужно это знать и использовать в работе при построении композиции. Особенно это важно при съемке пейзажей, ландшафтов.

Предположим, фотограф снимает море и заходящее солнце или степь с облаками на небе. Никогда не нужно линию горизонта устанавливать посередине. Такое расположение придает изображению статичность. Горизонт нужно распределить или на верхнюю горизонтальную линию «золотого сечения», или на нижнюю. Если на небе много красивых облаков, которые хочется побольше показать, тогда горизонт лучше опустить на нижнюю линию. В результате мы будем хорошо видеть картинку и горизонта, и облаков.

Конечно, это не есть догма, это правило иногда может и нарушаться, но иметь это ввиду всегда полезно.

Теперь скажу несколько слов о расположении диагональных объектов, которые не обязательно, физически могут располагаться по диагонали. Они являются таковыми только в художественном смысле. К примеру, изображенная на фотографии дорога в степи, уходящая вдаль или река плавно несущая свои воды издалека. Не нужно их помещать с нижнего угла кадра одного края в верхний край другого. Такое расположение «диагонали» уводит взгляд зрителя за край изображаемой картины. Нужно плавно увести диагональную линию на верхнюю или нижнюю линию горизонтального «золотого сечения». И если никак нельзя избежать крутой диагональной линии, то вдоль всего края, где расположен верх этой линии, по вертикали, нужно расположить крупный объект. Особенно, если нет яркого, выразительного центра. Этот объект будет, как бы блокировать выход взгляда зрителя за пределы «картинки».

Резюмируя все выше изложенное хочу высказать пожелание: всегда помните о законе «золотого сечения» 2:1. Он поможет Вам делать изобразительные композиции динамичными и законченными. Этот закон «работает» не только в изобразительном искусстве, но и в музыке, и в литературе.



Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий