Вы здесь

Эффекты, оказывающие влияние на развитие личности ребенка

thumbnail
Эффекты, оказывающие влияние на развитие личности ребенка
1) Приказание, инструктаж, распоряжение, команда. Подобные сообщения могут говорить ребенку о том, что его потребности и чувства для родителей не важны, и он должен все исполнять в соответствии с потребностями и чувствами родителей. Неприятие родителей ребенка таким, какой он есть сейчас, вызывает страх перед проявлением родительской власти. У ребенка может развиться чувство злости и сопротивления, что приведет к жестокости, вспышкам раздражения, противостоянию родительской воле.

2) Предупреждение, предостережение, угроза. Покорность и страх воспитывают в ребенке подобные указания. Возможна такая же реакция, как и при применении инструктажа и распоряжения. Предостережение провоцирует ребенка к проверке меры серьезности предупреждения родителей. Ребенок испытывает соблазн для проверки степени наказания за нарушение угрозы.

3) Проповедь, увещевание, поучение. После таких высказываний ребенок может почувствовать, что родители не полагаются на иные суждения и поступать нужно так, как поступают многие. Поучение зачастую становится причиной чувства вины ребенка и подозрения родителей в недоверии его способностям обоснованно рассуждать и оценивать ситуации.

4) Предложения, советы, объяснения. Эти рассуждения переживаются детьми как свидетельство недоверия к нахождению ребенком правильных решений. Это может привести к социальной пассивности ребенка, к его нежеланию решать проблемы и задумываться о них. Постоянные предложения и советы родителей не дают ребенку самореализоваться, он пытается воплотить в жизнь лишь советы и идеи родителей, утрачивая способность к развитию собственных затей.

5) Наставления, логическая аргументация, нотации. Попытка к обучению другого человека часто вызывает у него чувство неадекватности собственной личности. Применяя рассуждения и логику по отношению к ребенку, вы можете вызвать у него сопротивление и защитную реакцию. Такой реакцией может быть обесценивание фактов и аргументов, приводимых родителями, они их попросту игнорируют.

6) Обсуждение, порицание, критическая оценка, упреки. Эти сообщения в наибольшей степени заставляют детей чувствовать себя зависимыми, неадекватными, глупыми, плохими, недостойными. Формирование эго-концепции ребенка происходит под влиянием суждений и оценок родителей. Даже если наказание и порицание справедливо, ребенок может испытывать ненависть и злобу к родителям, критически его оценившим.

7) Согласие, похвала. Несмотря на мнение о том, что похвала полезна, она может оказать и негативный эффект. Ребенок часто воспринимает похвалу как попытку манипуляции его поведением. Иногда они стесняются похвалы, ощущая дискомфорт, особенно в присутствии ровесников. Похвала может вызвать зависимость от того, кто хвалит, и без похвалы добиться чего-либо от ребенка уже не представится возможным.

8) Насмешка, ругань, пристыживание. Эти сообщения оказывают самое разрушительное действие на формирование личности ребенка. Часто встречается «эффект бумеранга», желание вернуть родителям подобные высказывания. Маловероятно, что подобные замечания будут приняты ребенком адекватно и реализованы.

9) Интерпретация, постановка диагноза, анализ. При правильном анализе родителей, ребенок может почувствовать себя в замешательстве и смущении, так как его выставляют как бы напоказ. Если интерпретация родителей ложна, ребенок злится от несправедливости обвинения. Подобные приемы вынуждают ребенка отказаться от обсуждения с родителями своих проблем.

10) Утешение, сочувствие, успокаивание, помощь, поддержка. Все это не так полезно, как кажется на первый взгляд. Утешение со стороны родителей может навести ребенка на мысль о том, что в данной ситуации родители его просто не понимают. Поддержка со стороны родителей может показаться ребенку устранением собственного дискомфорта из-за огорчения ребенка, что вовсе не устраняет его проблему.

11) Расследование, вопросы, допрос. Вопросы, задаваемые родителями, воспринимаются ребенком как подозрение, сомнение или недостаток доверия с их стороны. Некоторые вопросы могут показаться ребенку попыткой поставить его в неловкую ситуацию и «загнать в угол». Возникает состояние дискомфорта. Допрос и расследование – не самый лучший способ коммуникации для ребенка, так как может ограничивать его свободу.

12) Юмор, развлечение, отвлечение внимания. Этот подход к решению проблемы может развить в ребенке уверенность, что родители не уважают его чувства или откровенно отвергают его. Когда у детей возникает проблема, они полны решимости и совершенно серьезны. У них возникает желание серьезно поговорить и обсудить эту проблему. Шутки и выставление родителями несерьезности детских проблем может их серьезно обидеть и унизить. Отбрасывание проблемы вовсе не является ее решением.


Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий