Вы здесь

На сколько процентов работает мозг человека?

thumbnail
На сколько процентов работает мозг человека?
Человеческий мозг работает на все 100%, но для каждого действия активируются лишь нужные в данный момент нейроны

Оглавление:

  1. Мозг работает на 10% - правда или миф?
  2. Как работает мозг человека?
  3. Факты, опровергающие утверждение о том, что мозг работает всего на 10%
  4. Может ли мозг работать эффективнее?

Довольно распространённое мнение о том, что мозг человека работает только на 10% — миф. Еще несколько десятилетий назад ученые не знали, как мыслит человек. Сегодня эта завеса тайны немного приоткрылась, однако, многое еще остаётся неизученным.

Мозг работает на 10% - правда или миф?

В середине 20 века уже было известно о том, что человеческий мозг представляет собой нейроны, генерирующие электрические импульсы.

По мнению ученых, которые решили выяснить, на сколько процентов работает мозг человека, нейроны, генерирующие импульсы, считались рабочими, а не генерирующие — нерабочими. Исходя их этого, ученые попытались определить, сколько нейронов в мозге работают, а сколько — бездействуют.

Поскольку мозг человека состоит из нескольких миллиардов нейронов, проверять, насколько активным является каждый из них, представлялось просто бессмысленным. К тому же на такое исследование потребовалось бы очень много лет. Поэтому учеными не были изучены все нейроны мозга, а для исследования выбрали только некоторые из них. Среди исследуемой группы нейронов определили процент рабочих, предположив, что во всём мозге этот процент будет одинаковым.

В результате этих исследований было выяснено, что активными являются только некоторые нейроны, а большинство остальных посчиталось нерабочими. Отсюда был сделан вывод, что человеческий мозг не задействует свои возможности в полную силу, поэтому люди имеют возможность увеличивать активность своего мозга за счет тех его частей, которые не используются.

Как работает мозг человека?

Сегодня современными учеными это утверждение настойчиво опровергается, поскольку доказанных фактов о мозге все больше. Человеческий мозг представляет собой сложную, многоуровневую, высокоорганизованную структуру.

Анатомия и физиология мозга состоит из множества областей:

  • Одну часть таких областей называют сенсорными. В них поступает информация об ощущениях человека — прикосновения, боль и другие.
  • Другую часть называют моторными областями, которые отвечают за управление движениями.
  • Третью — когнитивными. Именно эта часть позволяет человеку осуществлять мыслительную деятельность.
  • Четвертая часть отвечает за человеческие эмоции.

И таких областей в человеческом мозге очень много.

Отсюда возникают вопросы: «Почему мозг не пользуется одновременно всеми нейронами?», «На сколько работает человеческий мозг?». Дело в том, что, например, при ходьбе активизируются нейроны, отвечающие за процесс ходьбы. Когда человек молчит, «молчат» и нейроны, отвечающие за речь. Если человек ничего не слышит, то и нейроны, которые управляют слухом, не будут возбуждаться. Когда человек не испытывает страх, его «нейроны страха» также не будут работать. То есть, нейроны, которые в настоящий момент не нужны — просто не активизируются. Так устроен человек, и это очень правильно, потому что если бы могли возбуждаться одновременно все области мозга, организм не вынес бы такой нагрузки.

К примеру, при задействовании всех сенсорных нейронов человек будет испытывать практически все ощущения, которые возможно ощутить. Одновременный запуск всех возможных движений моторными нейронами приведёт к хаотическому состоянию организма. А если одновременно возбудятся все мыслительные нейроны, то человеку придётся думать все мысли сразу. При одновременном запуске всех нейронов, отвечающих за эмоции, человек будет чувствовать радость, ярость и ужас одновременно.

Если посмотреть на подобное существо со стороны, то, конечно же, оно не будет создавать впечатление человека, улучшившего качество своего мозга до стопроцентной эффективности.

Таким образом, мозг не нуждается в излишней активности. Кроме того, она может причинить ему вред. Когда человек ест, ему не нужно петь, когда работает за компьютером — не нужно бегать, а когда решает задачу по математике, не нужно думать о посторонних вещах, чтобы мозг мог сосредоточить внимание именно на решении задачи. То есть, чтобы осуществлять мыслительную деятельность, мозг должен не думать о чем-либо, кроме задачи по математике.

Важную роль играет не только активизация нужных нейронов, но и способность тормозить ненужные. Организм должен соблюдать баланс между торможением и возмущением. При нарушении этого баланса возникают печальные последствия.

Так, например, при эпилепсии у больного возникают судорожные припадки. Происходит это потому, что количество возбуждённых в мозге нейронов перевешивает количество тормозящих. Это приводит к тому, что во время приступа происходит активизация даже тех нейронов, которые в этот момент должны быть неактивными. Они передают активность следующим нейронам, которые, в свою очередь — следующим, запуская в мозге сплошную волну возбуждения. При достижении этой волной моторных нейронов, они шлют сигналы в мышцы, вызывая их сокращение и судороги. Об ощущениях больного при этом мало что известно, поскольку на время приступа он теряет память.

Факты, опровергающие утверждение о том, что мозг работает всего на 10%

  1. В процессе эволюции природа склонна устранять всё лишнее. Поскольку мозгу для своей деятельности необходимо задействовать большое количество питательных веществ и кислорода, он требует около 20% общей энергии тела, составляя при этом всего 2% массы. Поэтому, если бы 90% были лишними, то человек, имеющий меньший, более эффективный мозг имел бы эволюционное преимущество — другим труднее было бы проходить естественный отбор. Из этого можно сделать вывод, что мозг с лишними 90% вряд ли бы даже появился, поскольку в нём нет потребности.
  2. В результате сканирований мозга при помощи томографии была выявлена полноценная работа всего мозга. Кроме того, даже у спящего человека мозг имеет некоторую активность. Нерабочие зоны присутствуют только у тех людей, которые сильно повреждали мозг.
  3. Все функции в мозге локализированы. То есть, он не представляет собой единую массу, а разделён на отделы, каждый из которых выполняет свою определённую функцию. Чтобы изучить каждую функцию в отделах мозга, ученым пришлось потратить очень много лет. Однако таких отделений, которые не выполняют совершенно никаких функций, не обнаружено.
  4. Кроме того, современные ученые утверждают, что все нейроны человеческого мозга являются рабочими — это доказывает проведение микроструктурного анализа.
  5. В случае заболевания нейронов, неиспользуемые мозгом клетки постепенно вырождаются. Это свидетельствует о том, что если 90% мозга были бы не рабочими, то при вскрытии мозга обнаружилось бы масштабное вырождение.

Исходя из этого, на вопрос, сколько процентов мозгов работает у человека, можно уверенно утверждать: человеческий мозг функционирует на 100%. Предполагается также, что миф о 10%-ной работе мозга появился в результате усеченного утверждения ученых о том, что «в определённый момент человеком используется всего 10% мозга».

Видео о том, на сколько процентов работает человеческий мозг

Может ли мозг работать эффективнее?

Если заставлять мозг работать эффективнее путём возбуждения одновременно всех нейронов бессмысленно, то «натренировать» его всё-таки можно. Способов повышения эффективности работы мозга методом тренировок достаточно много.

При рождении маленького ребёнка нейронов в его мозге находится больше, чем у взрослых людей. Поскольку они еще не имеют между собой связей, то и маленький человечек еще не умеет правильно пользоваться возможностями своего мозга. Так, например, новорожденные не видят и не слышат. По мере образования необходимых связей, ребёнок начинает видеть, слышать, а позже — ходить, говорить. Такие связи могут возникать и развиваться только в раннем детстве.

Если по каким-то причинам человек в детстве был слепым или не научился говорить, то, повзрослев, он этому уже никогда не научится в полной мере. Если предположить, что у него восстановится зрение или речевая функция, то хорошо видеть и говорить он всё-таки не сможет. В качестве примера здесь можно привести ребенка-маугли, которого воспитывали дикие животные. Во взрослом возрасте ему не удастся научиться хорошо говорить, поскольку это умение не тренировалось в детстве.

Это говорит о том, что для эффективной работы мозга необходимы тренировки с самого детства. Чем больше мозг ребёнка будет работать, тем лучше он будет работать. А мозг, который не был развит в детстве, будет плохо функционировать на протяжении всей жизни человека.

Как Вы считаете, на сколько процентов задействован мозг человека? Поделитесь своим мнением в комментариях.



Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий