Вы здесь

Фабрикуемая ностальгия

thumbnail
Фабрикуемая ностальгия
Массовые воспоминания прошлого, если судить по компаниям в СМИ и рекламе, имеют достаточно четкий и постоянный интервал. Это приблизительно двадцать лет. Так, например, в первом десятилетии двадцать первого века наблюдался интерес к восьмидесятым, десятью годами раньше — к семидесятым. Сейчас все чаще вспоминают девяностые. Интересно посмотреть на данное явление в контексте музыки.

Помнится, как в конце 80-х, в эпоху гласности и демократии, вдруг то там то здесь начали рассказывать, писать о Beatles, их биографии, творческом наследии. Именно тогда в СССР было издано большое количество книг по данной теме. Это, правда, зацепило и первую половину 90-х, что можно объяснить поздним началом у нас данного движения. Битлы были не одни. Относительно легко можно было наткнуться на радио- или телепередачу, где модно было увидеть и/или услышать Rolling Stones, Doors, Pink Floyd, The Who, Animals, Jimmi Hendrix'a, Janis Joplin , лицезреть кадры с Вудстока, Монтерея... В периодических изданиях печаталось множество статей на эти темы. Да, 60-е гг прошлого века — уникальная, неповторимая, волшебная эпоха, заслуживающая не только добрую память о себе, но и изучения, исследования, способная многое сказать нам и сейчас, преподать некие уроки.

Однако позже произошло нечто. Становление индустрии шоу-бизнеса привело к вытеснению всего подлинно интересного, заслуживающего внимания на задворки, заполнению всех существующих эфиров безвкусицей, низкопробщиной, одним словом, попсой. И, по описанной выше закономерности, все больше стали заглядывать уже в 70-е. Но, если верить, тогдашней пропаганде, самое великое событие в музыке того времени был ансамбль Boney M (!). Плюс, конечно, еще какое-то количество аналогичных явлений, ну, в лучшем случае, Smokie или Eagles.

Бесспорно, у упомянутых выше было множество поклонников в 70-х гг. в СССР. Но не все из тех, кого не устраивала тогдашняя советская эстрада, и кто тайком поглядывал на Запад, слушали это. Контрабандно перевозились, записывались и переписывались на бабины и кассеты Deep Purple, Black Sabbath, Slade, Creedence, Rainbow. Список можно долго продолжать. Увлечение подобной музыкой не являлось редким исключением. Однако пропаганде ностальгических настроений по 70-м эти явления просто игнорировала. Таким образом, было проигнорировано огромной частью поколения 70-х, а для поколения, не заставшего то время, была бесконечно искажена, деформирована картина тех времен, их дух.

Аналогично поступили в 2000-х по отношению к 80-м. Диско... Модерн Токинг, Си Си Кетч и т. д. Позвольте. Ладно, хеви-метал — Accept, Scorpions, Меtallica, или пусть не такие «жесткие» варианты — Bon Jovi, Twisted Sister, Motley Crue. Хотя и подобную музыку слушало, чягко говоря, не два человека. Но ведь на вторую половину восьмидесятых пришелся также всплеск интереса к советскому року, даже на уровне центрального ТВ, и увлечение творчеством таких групп, как Наутилус Помпилиус, ДДТ, Крематорий, Алиса, Чай-ф также носило массовый характер. И из девушек далеко не все были подвержены истерии от Ласкового мая. Снова молчание, пропуск, игнор, и как следствие — далеко не полная правда, а значит ложь о 80-х.

Сейчас на очереди 90-е. И уже с экрана телевизора доносятся «ключевые слова»: братки, путаны, шансон. И на радио музыка 90-х — это Dr Alban, 2 Unlimited. Да, и это тоже было, но опять же, далеко не всех это устраивало, и далеко не все этим фанатели. Давайте вспомним также, что были Nirvana, R.E.M, Oasis, Blur, Sound Garden, Alice in Chains. Без них картина девяностых, опять же, будет неполной, искаженной. И следует уважать вкусы и тех людей, которые слушали эту музыку, их, было тоже немало. И тем, кто интересуется музыкой прошлого, не стоит лгать.

Безусловно, кому-то очень выгодно тотальное засилье попсы. Выгодно и коммерчески, и с точки зрения управления, контроля над массами. И здесь, конечно, важно не только настоящее время. Большую роль играет и взгляд в прошлое, его осмысление. Поэтому и ностальгию здесь можно также умело использовать для манипуляций массовым сознанием. Однако хочется верить, что людям не отшибет память, а у музыкальных (и не только) «историков» новейших времен хватит воли, смелости, желания собрать мозаику, на которой будет полная картина прошлых десятилетий.


Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий