Вы здесь

Конкурсы педагогического мастерства: проблемы и ожидания

Конкурсы педагогического мастерства: проблемы и ожидания

Сегодня в образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий. На конкретном примере постараемся осветить проблемы подобных конкурсов и обозначить дальнейшие перспективы.

Всероссийский конкурс "Учитель года" проводится с 1990 года и за период своей двадцатилетней (с небольшим) истории не однажды вызывал открытое недовольство в педагогической среде. Вспомним об отказе столичного департамента образования посылать московских учителей на Всероссийский конкурс 2003 года. Устоял конкурс «Учитель года» и в 2008 году, когда за сохранение имеющегося формата выступил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Без сомнения, Конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению молодых специалистов.

В программу Конкурса организаторы включают круглые столы, дискуссии на педагогические темы, встречи с учителями-новаторами, поездки в другие города и регионы на встречи с коллегами - мероприятия, создающие хороший конкурсный настрой.

Чествование лучших учителей, приуроченное, как правило, к открытию и закрытию Конкурса, сплачивает профессиональное сообщество, рождает чувство причастности и гордости за профессию.

Методически грамотно проведенный профессиональный конкурс в ряде случаев заменяет руководителям школ и муниципальной системы образования многие другие административные методы работы с коллективом, в т.ч. ежегодные аттестации, имея перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя.

Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация соперничества не пугает, а, наоборот, стимулирует. Безусловно, это люди, стремящиеся к успеху. Успехом же для них являются как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: статус в коллективе, премию, разряд и др. Так что организаторам конкурса следует помнить, что мотивация участников является как внутренней, так и внешней.

Справедливости ради стоит сказать, что обладающий всеми качествами потенциального победителя учитель может не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает и средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать. Почему учителя участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах? И нужны ли педагогам подобные конкурсы?

Приведем типичное высказывание педагога: «Конкурс повышает самооценку, дает импульс новым творческим проектам. Но он должен проводиться не каждый год, а, например, один раз в три - пять лет. Тогда… будет больше времени подготовиться и наработать результаты для участия в нем. А так он превратился в привычку. И уже очень трудно найти желающих, особенно в сельских школах».

Одни учителя считают, что это шоу для чиновников, так они "показывают" свою нужность. И сетуют: лучше бы почаще в школы ездили, смотрели в глаза реалиям. И те же деньги выделяли бы на школьные праздники - детям (если уж так душа просит шоу)!

Другие возмущаются, что за время работы в школе пресытились конкурсами, презентациями, соревнованиями, олимпиадами, но результата в виде повышения собственной зарплаты, так и не увидели. И разводят руками: когда же бедному учителю учить детей, если он постоянно занят в конкурсах? Что бы кто ни говорил, но такие конкурсы отвлекают педагога от главного – от детей.

Третьи видят самую серьезную проблему в отсутствии трансляции опыта учителя, задаваясь вопросами: "А страна знает своих героев?" Или закончился конкурс, фанфары отгремели и ... слава Богу, всё позади? Как опыт работы участников всевозможных конкурсов становится достоянием многих?

Четвертые подхватывают: И проблема жюри существует. Хорошо, когда там сидят компетентные люди. И не судят с позиции: я его знаю, он лучший.

Кто-то сомневается: а не лучше ли подумать об учительских буднях?

Высказываются и предложения: Те деньги, которые вкладываются в конкурсы, можно было бы распределить на действительное, а не дежурное, повышение квалификации учителей в тех областях, где большинство учителей действительно нуждается в повышении компетентности.

Многие педагоги лояльны: любое мероприятие подобного рода - это приобретение опыта. Даже если конкурс не принес учителю награды, он одарил участника возможностью заявить о себе, поделиться находками, взять на заметку что-то новое. Именно поэтому любой результат можно расценивать как положительный.

Отдельные - крайне категоричны в высказываниях: «За более чем 15 лет работы в образовании не видела ни одного объективного конкурса».

А есть и такие: «Профессиональные конкурсы - это здорово. Сидишь, сидишь и вдруг конкурс! Откуда что берется: начинаешь ворошить, искать, думать, творить. Жизнь сразу становится интересней! Забываешь обиды, неурядицы, впереди цель, надо попробовать, авось. Так случилось со мной в 2006 году. Президент объявил конкурс. Я попробовала и все получилось! Скажу откровенно, шла через тернии. Конкурсы надо проводить обязательно; они бодрят, а, главное, заставляют учиться». (И смех, и грех! – комментарий автора.)

Большинство же избирает двойственную позицию. Да, конкурс способствует профессиональному росту учителя, расширяет связи в педагогическом сообществе, знакомит с новыми интересными людьми, их идеями. Но! Эти конкурсы часто формализованы, а цели их непрозрачны. Популяризация опыта лучших учителей особого смысла, по их мнению, не имеет, так как основная ценность учителя - он сам, и методы и приемы, которыми он пользуется, часто не подходят другим. Ряд хороших учителей остаются за кадром, так как попросту не желают связываться с бумажной волокитой. Ситуация со статусом судей, когда немалая часть жюри составляет "учителей года", предполагает высокую вероятность его дальнейшего вырождения в "статусную кормушку".

Негатив нескрываем

Общеизвестно: конкурс – публичное выступление учителя перед коллегами - стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. А преобладающую часть конкурсантов составляют педагоги, которые не очень уверены в себе, и, сожалея о своей пассивности, сдерживают честолюбивые порывы, дабы избежать возможной неудачи. Они тревожны, и участие в публичном мероприятии требует от них больших нервных затрат.

Основную проблему профессиональных учительских конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. А чтобы объективно оценить мастерство учителя во время, работы "за закрытыми дверями", организуются открытые уроки. Однако необходимость открытых уроков зачастую и служит причиной отказа учителя от участия в конкурсе. Педагоги считают, что по одному, презентационному, уроку, не всегда можно верно оценить качество их работы. По их мнению, оценка, выведенная на основании открытых уроков, которые готовятся специально, не отражает эффективности повседневной работы учителя, а потому ее нельзя считать объективной.

Для решения подобных проблем необходимо исходить из того, что в профессиональном конкурсе оценивается не только мастерство ведения урока, а система работы учителя. И презентовать нужно всю систему целостно: начиная с планирования и конспектов учебных занятий, включая авторские программы и научные доклады, самостоятельно подготовленные дидактические материалы и сценарии для обучающихся – словом, все учительские разработки, дающие достаточно полное представление об уровне его профессионализма, о его индивидуальной лаборатории.

Участие в конкурсах педагогического мастерства – трудоемкий творческий процесс, требующий огромных затрат сил и энергии, когда педагог масштабно анализирует свою деятельность как учителя - предметника, приводит в систему свой воспитательский и личностный опыт, оформляет горы документации. Он делает все для того, чтобы войти в этот особый мир общения, соревнования, удач и находок.

Что ожидают участники от Всероссийского педагогического форума - 2011? Что нужно сделать для того, чтобы конкурсы стали действительно эффективным средством повышения профессионализма педагогов?

Каково ваше мнение, уважаемые педагоги?


Понравилось? Поделись с друзьями:
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Реклама
Топ самых обсуждаемых
05.01.2019 Комментариев: 152 Бизнес Где взять миллион рублей за один день, срочно и безвозмездно?

Где взять миллион рублей за один день, срочно и безвозмездно?

Каждому человеку не помешал бы в жизни 1 миллион рублей, но где его взять? Под развитие бизнеса такие деньги дает государство, в других случаях поможет личная смекалка и богатые друзья или родственники. Существует масса вариантов.
28.07.2017 Комментариев: 128 История Архивы участников Великой Отечественной войны (пропавших без вести, погибших, ветеранов)

Как найти по фамилии участника ВОВ в современных архивах

Список современных баз данных участников Великой Отечественной войны, а также подробная инструкция по поиску участников Великой отечественной войны 1941-1945 по фамилии в ахивах пропавших без вести ветеранов и на сайте министерства обороны. 
20.07.2017 Комментариев: 55 Еда и кулинария  кляр для рыбы: лучшие рецепты

Кляр для рыбы: пошаговые и простые рецепты

Ищите как сделать кляр для рыбы? Подборка из 25 простых пошаговых  рецептов с фото для приготовления филе. Базовые варианты рыбки  в кляре и рецепты с майонезом, молоком, на минералке , на пиве, с сыром и  другие. Эти рецепты позволят сделать лезьон
12.04.2016 Комментариев: 48 Свадьба В каких странах разрешены однополые браки?

В каких странах разрешены однополые браки?

Люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией все чаще заявляют о себе, как о равноправных гражданах, и хотят, чтобы их браки были официально признаны в каждой стране. На сегодня не так много стран решилось на это, но каждый год список пополняется.
12.04.2016 Комментариев: 42 Интернет и компьютеры Секреты клавиатуры: как писать символами, которых нет на клавиатуре

Секреты клавиатуры: как писать символами, которых нет на клавиатуре

В этой статье вы узнаете, как, используя обычную клавиатуру, вставить в текст различные специальные символы: смайлики, стрелочки и т.д.
05.08.2016 Комментариев: 38 Развлечения Что такое вайперы (вейперы), что они парят, вредно или нет?

Что такое вайперы (вейперы), что они парят, вредно или нет?

Сегодня, на улицах мегаполисов можно встретить людей, что выдыхают клубы пара. У них в руках странные курительные принадлежности.
28.04.2017 Комментариев: 35 Закон До скольки можно шуметь в квартире по закону РФ

До скольки можно шуметь в квартире по закону РФ

Соблюдайте "Закон о тишине" и не докучайте громкой музыкой своим соседям даже в дневное время. Иначе у вас могут возникнуть значительные неприятности.
05.07.2017 Комментариев: 29 Развлечения

Гироскутер: что это такое, как выбрать и правильно им управлять

Что такое гироскутер? Как правильно его выбрать и на на основе каких принципов функционирует такое двухколесное средство передвижения? Узнайте как научиться управлять и заряжать его правильно. Постараемся ответить на эти и другие вопросы в
19.05.2017 Комментариев: 28 Здоровье Как избавиться от укусов комаров: самые эффективные и проверенные способы

Как избавиться от укусов комаров за 5 минут

Комариные укусы вызывают ужасный зуд, а если не сопротивляться желанию почесать укушенное место, то зуд становится сильнее, и появляется волдырь. Как избежать неприятных последствий?
21.04.2017 Комментариев: 28 Технологии Как отследить местоположение телефона: действительно рабочие способы

Как отследить местоположение телефона: реальные методы

Можно ли отследить местоположение телефона без ведома его владельца? Программы-радары для родителей, определяющие координаты устройства в режиме реального времени, а также ограничения на работу программ, отслеживающих координаты телефона.
12.04.2016 Комментариев: 23 Деньги Как разбогатеть?

Как стать богатым?

Стать богатым - мечта миллионов. Но вот как им стать? Способов разбогатеть, применимо к российской действительности, немного. Но они - есть...
26.04.2016 Комментариев: 22 Топы

ТОП 10 самых смешных комедий 2016 года

Дедпул, Кунг-фу панда 3, Зверополис и еще много-много комедий, которые вышли в 2016 году, никого не оставят равнодушными. Одни можно смотреть только взрослым, другие с удовольствием посмотрят и детки, но все они – ну очень уж смешные.
Добавить комментарий