Всё о планете Нептун с момента открытия: интересная информация и фото

1. Открытие планеты Нептун
  2. Особенности планеты Нептун
  3. Атмосфера планеты Нептун
  4. Структура недр планеты Нептун
  5. Кольца и спутники Нептуна
  6. Большое тёмное пятно на Нептуне

С началом активных исследований дальних частей Солнечной системы с помощью автоматических межпланетных станций, информация о планете Нептун стала пополняться новыми данными. На данный момент Нептун является последней, восьмой планетой Солнечной системы, дальше которой находится только Плутон, недавно переведённый из разряда планет в планетоиды из-за слишком малого размера. Нептун же, напротив, является одним из четырёх планет-гигантов, к которым относятся ещё Уран, Сатурн и Юпитер, если выбрать направление от периферии Солнечной системы к центральной звезде. Назван он был в честь древнеримского бога Нептуна – повелителя океанов и морей, что как нельзя лучше сочетается с его ярко-синим видом на фотографиях.

Интересные факты о планете Нептун начинаются уже с самого факта её открытия. Нептун был первым космическим объектом, который прежде был предсказан, чем обнаружен.

нептун планета

Открытие планеты Нептун

На протяжении почти всей истории человечества ему были известны лишь пять планет, видимых невооружённым глазом: все каменные планеты (Марс, Венера и Меркурий), а также два газовых гиганта (Юпитер и Сатурн).

Ещё в 19 веке учёные, наблюдая движение Урана, обнаруживали его странное поведение, которое можно было бы объяснить наличием массивного объекта, находящегося дальше от Солнца. Вначале англичанин Джон Адамс сделал свои расчёты и предложил их в 1845 году Гринвичской обсерватории, но на них просто не обратили внимания. Чуть позднее и совершенно независимо француз Урбен Леверье сделал свои расчёты и представил их туда же. На этот раз в Гринвиче вспомнили и про Адамса, и с 1846 года стали наблюдать за небом, однако, ничего не обнаружили. В том же году Леверье предоставил уточнённые расчёты в Парижскую обсерваторию, но и там от него отмахнулись. Разочарованный француз обратился в Берлинскую обсерваторию к Иоганну Галле. Немцы оказались сговорчивей и сразу же направили свои телескопы в указанную точку неба – так состоялось физическое открытие планеты Нептун.

Парижская Академия наук спохватилась и на весь научный мир стала кричать, что Нептун  открыл «на кончике пера» Леверье, им вторили по другую сторону Ла-Манша, поменяв лишь фамилию на Адамс. В результате, чтобы не обидеть ни тех, ни других было принято соломоново решение – первооткрывателем признан Галле, но с обязательным указанием теоретических предсказаний Адамса и Леверье. Так что никто не оказался обижен.

Назвали вновь открытую планету в честь древнеримского морского повелителя Нептуна. Это название было просто данью традиции использовать для обозначения планет имена богов римского пантеона, но намного позднее оказалось, что выбор был чрезвычайно удачным. Когда американский «Вояджер-2», направляясь к окраинам Солнечной системы, пролетал в 1989 году мимо этой планеты, он сделал фото планеты Нептун из космоса, на котором тот предстал в удивительно красивом, глубоком синем цвете, что как нельзя лучше сочетается с «профессией» этого божества. Для этого аппарату после исследования трёх первых планет-гигантов пришлось пролететь всего в 45000 км от последнего из них.

Видео о планете Нептун

Кстати, если уж вспоминать всё о планете Нептун, то следует добавить, что его видел ещё сам Галилей, однако, принял за странную звезду. И почти 200 лет после Галилея планета ускользала от внимания астрономов – до самого 1846 года.

Особенности планеты Нептун

Ярко-синий цвет облаков Нептуна объясняется наличием пока неопределённой органики, а также тем, что в водородно-гелиевой атмосфере планеты присутствует метан, активно поглощающий красный свет. Гигантская планета в 17 раз тяжелее Земли, а по объёму больше её в 58 раз. Предполагается, что каменное ядро Нептуна примерно равно массе нашей планеты. Помимо газа, здесь есть много льда из метана, воды и аммиака.

Особенности планеты Нептун

Нептун находится настолько далеко от Солнца, что оно с такого расстояния выглядит чуть крупнее самой яркой звезды и очевидно не способно давать ему много световой энергии. Несмотря на это, эта планета является самой бурной в Солнечной системе. Здесь свирепствуют самые мощные ураганы в Солнечной системе, а скорость ветра может достигать 2100 км/час – такова погода на планете Нептун. На Земле представить такую скорость просто невозможно.

По отношению к плоскости вращения Нептуна его магнитные полюсы имеют наклон около 47 градусов, а напряжённость самого поля в 27 раз больше, чем у земного. Такие условия вызывают мощнейшие колебания и возмущения на планете при каждом её обороте.

Кстати, год на Нептуне продолжается «всего» 165 земных лет – именно столько планете требуется для совершения витка вокруг Солнца. Так что с открытия Нептуна прошёл всего только один год с небольшим в местной системе исчисления.

Видео о планете Нептун

Атмосфера планеты Нептун

У Нептуна атмосфера неразрывна с внешней газовой оболочкой, её общая толщина превышает 5 тысяч километров, а состоит она из водорода (80%), гелия (19%) и 1,5% метана. У планеты вряд ли есть чёткая, твёрдая поверхность, настоящей границы между атмосферой и слоем льда нет, просто под страшным давлением верхних слоёв плотность вещества постепенно растёт, и оно переходит в твёрдую фазу. Вначале газы под давлением кристаллизуются, количество кристаллов постепенно растёт, пока в глубине они не образуют ледяную массу. Такой переход происходит на глубине около трёх тысяч километров.

нептун атмосфера состав

Структура недр планеты Нептун

Учёные предполагают, что примерно четверть массы Нептуна составляют скальные породы, большая часть (60-80%) приходится на льды и остальные 5-15% - на атмосферу. Поэтому Нептун считается, прежде всего, ледяным гигантом. Компьютерное моделирование дало диаметр каменного ядра планеты, в полтора-два раза превышающий размеры земного ядра. Основная же масса планеты сосредоточена во льдах из аммиака и воды. Это очень необычные «горячие» льды: их температура находится в интервале 2500-5500 градусов, но, несмотря на это, они в силу колоссального давления, в миллионы раз превышающего земное, продолжают оставаться твёрдыми. Молекулы льдов так плотно прижаты одна к другой, что неизбежно деформируются и ионизируются, теряя свободные электроны.

нептун строение

Кольца и спутники Нептуна

кольца и спутники нептуна

На данный момент у Нептуна найдено 14 спутников, названия которых даны в честь младших богов и нимф, подчинявшихся богу Нептуну. Самый крупный спутник планеты Нептун Тритон многим уникален:

• открыт был практически одновременно с самой планетой;
  • сосредоточил в себе 99,5% всей массы материала спутников Нептуна, поэтому он единственный, кто смог сформировать круглое тело (остальные спутники неправильной формы – пыль в сравнении с ним);
  • это единственный крупный спутник во всей Солнечной системе, имеющий ретроградную орбиту, то есть, крутится в противоположном направлении от вращения планеты. Это заставляет предположить, что некогда Тритон был карликовой планетой и был захвачен гравитацией Нептуна.

Причём Тритон продолжает приближаться к планете, сжимая круги, так что через какое-то время он неизбежно будет разрушен гравитацией и поглощён Нептуном.

Нептун имеет кольца, но не такие, как у Сатурна: они неодинаковы, в них присутствуют дуги из ярких толстых сгустков пыли. Эти кольца предположительно молодые и временные, а последние фото планеты Нептун показывают их нестабильность.

Большое тёмное пятно на Нептуне

темное пятно на нептуне

Это пятно несколько напоминало Большое красное пятно, 300 лет наблюдаемое на Юпитере. Этот грандиозный ураган, так же как и юпитерианское пятно, является антициклоном. Обнаружено оно было «Вояджером-2» в 1989 году, но не оказалось долгожителем – по крайней мере, в 1994 году Хаббл уже ничего не обнаружил. Размерами это пятно было приблизительно с Землю, а ветры вокруг него дули со скоростью 2400 км/час. Форма и размеры Большого тёмного пятна постоянно менялись, пока оно вовсе не исчезло. После исчезновения этого пятна появилось новое, названное «северным большим тёмным пятном».

Несмотря на относительно короткую историю, планета Нептун в астрологии успела уже обрасти целым ворохом легенд и предсказаний, но это отдельная тема.

Что Вы думаете о планете Нептун? Впечатляет ли он Вас? Поделитесь своим мнением в комментариях.