Вы здесь

Струнные музыкальные инструменты разных народов (русские, армянские, грузинские, индийские и другие)

thumbnail
Струнные музыкальные инструменты разных народов (русские, армянские, грузинские, индийские и другие)
Русские народные струнные музыкальные инструменты – это домра, балалайка, гусли и гудок

Оглавление:

  1. Русские народные струнные музыкальные инструменты
  2. Армянский струнный музыкальный инструмент
  3. Грузинский струнный инструмент
  4. Индийский инструмент
  5. Восточные музыкальные инструменты
  6. Народный инструмент Латвии
  7. Китайские народные струнные инструменты
  8. Кельтские инструменты
  9. Японские струнные инструменты
  10. Африканские струнные инструменты

Каждая страна гордится своей историей и культурным наследием. В любой точке мира музыкальное искусство выражается характерными песнями, мелодиями, исполняемыми на народных инструментах. Россия или Ирландия, Индия или страны Востока — везде есть необычные музыкальные инструменты, которые появились в конкретном регионе, и теперь являются предметом гордости различных народов.

Что отличает одни музыкальные инструменты от других? В какой стране их больше? Детальное рассмотрение существующих струнных инструментов народов мира поможет в этом разобраться.

Русские народные струнные музыкальные инструменты

Россия славится своей культурой во всем мире. Народные оркестры и исполнители на струнных щипковых инструментах по праву заслуживают овации на мировых сценах. Ключевыми являются:
  • домра;
  • балалайка;
  • гусли;
  • гудок.

Самым старым инструментом считается домра. Она являет собой деревянное изделие, имеющее корпус в виде полушара и гриф с тремя струнами. Звук извлекается с помощью медиатора. Домру считают прототипом балалайки. Есть домры и с большим числом струн, но трехструнная считается традиционным инструментом. Она бывает нескольких видов — басовая, альтовая, малая и пикколо. Корпус домры сделан из клена или палисандра, а гриф — из более твердых пород дерева. Колки выполнены из металла, а струны — из стальной проволоки.

Невозможно перечислить русские народные струнные музыкальные инструменты и забыть балалайку. Как и домра, она имеет три струны, только нейлоновые, а игра на ней осуществляется пальцами. Также от шарообразной оппонентки балалайку отличает треугольная форма. Принцип изготовления и используемые материалы схожи с выше упомянутыми. Еще одним отличием является способ фиксации инструмента у исполнителя: домра устанавливается вертикально на левое бедро, а левая нога ставится на подставку. Балалайка же зажимается между ног у исполнителя. Чтобы инструмент не скользил (поверхность обычно лакируется), музыканты используют поролоновую подкладку или тряпку из материалов, препятствующих скольжению.

Еще одним старинным инструментом является гудок. Его деревянный корпус выдалбливается грушевидным либо овальным, а гриф гораздо короче балалаечного или домрового. Также на грифе нет ладов, а головка чуть изгибается. За счет большого корпуса длина гудка может достигать 90-100 см. Звук извлекается смычком, которым исполнитель касается лишь одной из трех струн — две другие, бурдонные, звучат в одной тональности.

Видео о русском народном струнном музыкальном инструменте - гуслях

Список русских инструментов неполон без гуслей. Ранее любой щипковый струнный инструмент назывался гуслями, но позже ситуация изменилась — термин приписывался инструменту, располагаемому горизонтально на коленях исполнителя, имеющему металлические струны (в классических звончатых гуслях их 17), а игра на котором осуществляется только пальцами. Сотни лет назад гусли было слышно в любом подворье — вряд ли можно было найти более популярный инструмент.

Армянский струнный музыкальный инструмент

История армянской музыки насчитывает тысячелетия. Немудрено, что список струнных инструментов очень велик. Тар, саз, нар, сантур, уд, кнар, чогур, чагане, джутак — это далеко не полный список.

Особо популярен был канун (или канон). Инструмент считается армянским, однако, распространение получил во многих кавказских регионах. Инструмент щипкового типа с корпусом в виде трапеции имеет от 24 до 26 тройных струн, ставится на колени, настраивается специальным железным ключом и охватывает диапазон в 3,5 октавы. Для извлечения звука исполнитель надевает на пальцы стальные наперстки, под которыми находятся плектры из эбонита.

Последователем понтийской лиры стал кеман — четырехструнный инструмент с характерным строем «ля-ре-ля-ре», внешне напоминающий скрипку и достигающий в длину 70 см. Существуют кеманы с пятью, шестью или семью струнами. Известность армянский струнный музыкальный инструмент приобрел благодаря одному выдающемуся исполнителю по имени Ашуг Дживани.

Грузинский струнный инструмент

Грузия славится тремя щипковыми (Чанги, Чонгури, Пандури) и одним смычковым (Чинури-Чианури) инструментами. Чаще встречаются пандури и чонгури

Пандури имеет три струны, напоминает лютню. Играют на нем обычно мужчины в случае сольного исполнения или сопровождения песни. Ранее грузинский струнный щипковый музыкальный инструмент был двух видов — с 3 и 7 делениями, но со временем появились изделия с 12 делениями.

Чонгури имеет четыре струны, грушевидный корпус, усеченный к низу. Может быть ладовым или безладовым. Струны изготавливаются из шелка либо капрона, наиболее распространенный строй - «ре-соль-си-ре». В отличие от пандури, за данным инструментом чаще можно встретить женщину.

Индийский инструмент

Все слышали про ситар — это классический инструмент из Индии. Его изобрел Амир Хусро в 13 веке нашей эры. Обычно ситар имеет 6 струн, но развитие искусства привело к появлению моделей с 11 и более струнами. Безладовый индийский струнный музыкальный инструмент предоставляет исполнителю широкие возможности по созданию необычного звука.

Сегодня в индийской культуре можно найти даже басовый ситар, имеющий более глубокое, низкое звучание. На нем уже есть лады, а размеры намного больше обычного ситара.

Видео об индийском струнном музыкальном инструменте - ситаре

Восточные музыкальные инструменты

Самым популярным восточным изделием для извлечения звуков в Средние века являлся уд, иначе именуемый аль-удом (в переводе с арабского - «дерево»). Характерные особенности — скругленный корпус, короткий гриф, пять пар в унисон настроенных струн и одна басовая струна, изготовленные из нейлона. Данный восточный струнный музыкальный инструмент встречается в Индии, Греции, Турции, Армении, однако, в каждой стране имеет специфическую модификацию.

Саз — второй по популярности народный инструмент восточных стран. Преимущественно встречается на Кавказе и Ближнем Востоке. Минимум три пары двойных струн, корпус в виде груши, длинный гриф, квартовый строй — по этим особенностям можно вычислить саз.

Народный инструмент Латвии

Мастера России и Латвии издавна ведут спор, есть ли сходство русских гуслей с национальным инструментом латышей кокле. Он производится из березы, клена либо липы, а его прародителем считается самое первое струнное щипковое изделие — древнегреческая кифара. Звучит латышский струнный щипковый музыкальный инструмент мягко и нежно, в отличие от финского аналога, больше похожего на контрабас.

Китайские народные струнные инструменты

Многообразие музыкальной культуры Китая завораживает. В ней встречаются такие струнные смычковые:

  • еху;
  • даху;
  • эрху;
  • баньху;
  • гэху;
  • гаоху;
  • цзинху;
  • лэйцинь.

Также музыка извлекается с помощью щипковых струнных, таких как:

  • чжу;
  • пипа;
  • люцинь;
  • гучжэн;
  • жуань;
  • кунхоу;
  • саньсян.

Одним из самых старинных и известных струнных смычковых является эрху — скрипка с двумя металлическими струнами, игра на которой — удел настоящего профессионала. К сожалению, мало кто из европейцев знает о таком инструменте, ведь это не распространённый символ Китая, но если вы соберётесь в эту страну, обязательно найдите виртуоза, который покажет вам игру на эрху.

Из щипковых выделяется пипа — инструмент наподобие лютни. Имеет корпус из дерева грушевидной формы (без резонатора), 4 струны из шелка, 4 статичных и 13-14 подвижных ладов, габаритные размеры 100х30 см. Китайский струнный музыкальный инструмент позволит получить звук, если использовать плектр либо придать особую форму ногтю.

Гучжэн имеет полукруглые очертания, 21-25 шелковых струн (современные модели могут иметь металлические струны), а игра на нем осуществляется так: левая рука контролирует натяжение струны, а правая — цепляет ее, производя нужный звук.

Кельтские инструменты

Древним кельтским изделием для извлечения звуков является крота — струнный инструмент, особо распространенный в 11-16 веках нашей эры на территории Уэльса, Ирландии. Размеры деки — 55х25х5 см, изготовлена она из цельного куска дерева, на который потом прикрепляется стенка, имеющая 2 резонатора. Имеет 6 струн, две из которых для появления звука дергают пальцем левой руки, а на четырех других играют смычком.

Бузука, история которой началась с 60-х годов 20 века — кельтский струнный музыкальный инструмент, произошедший от лиры. Отличие от греческого прототипа в том, что бузука имеет плоскую деку снизу (греческая лира — округлую). Данная модификация позволяет извлекать более плотный, сухой звук, особенно при игре медиатором.

Японские струнные инструменты

Появлению народных инструментов японцы обязаны Китаю. Взятый у китайцев саньсян преобразовался в японский сансин, который стал предшественником сямисэна — очень известного трехструнного щипкового прообраза той же европейской лютни.

Кото (цитра) — другой щипковый инструмент — насчитывает тысячелетнюю историю. Будучи завезенным в 8 веке н. э., предназначался лишь для придворного оркестра. Позже инструмент стал доступнее — обучение игре на нем стало частью образования женщин из элитного либо среднего класса.

Другим потомком европейской лютни являются гакубива и гогэнбива. Грушевидная форма, 4 шелковые струны, габариты 122х41 см, игра с помощью плектра длиной 20 см — этими особенностями обладают японские струнные музыкальные инструменты, использовавшиеся с целью аккомпанемента при боевых сказаниях и пении монахов.

Африканские струнные инструменты

Культура Африки содержит больше ударных, нежели струнных инструментов, однако, последние все же представлены в нескольких разновидностях:

  • Кора. 21 струна, схожесть с арфой. Имеет резонатор, а на струнах играют обеими руками. Современные изделия (к примеру, в Сенегале) дополняют 4-мя басовыми струнами. Все струны выполнены из нейлона, но ранее для этого применялась кожа антилопы.
  • Валиха. Щипковый инструмент родом из Мадагаскара. Манера игры на нем напоминает игру на гуслях или цимбалах — на натянутых по корпусу струнах играют либо молоточками, либо ударяя пальцами. Исполнитель держит валиху на коленях.
  • Вамби. Появился в Судане. Там данный африканский струнный щипковый музыкальный инструмент выдалбливали из дерева либо делали из сушеной тыквы, вбивали в корпус колышки из камыша и по ним натягивали струны.
  • Нгомби. Напоминает десятиструнную арфу, пять из которых отличаются от других на октаву. Играют на инструменте либо сольно, либо с вокалом, извлекая звук пальцами обеих рук.

Многообразие музыкальных инструментов стран мира создает уникальное культурное наследие и благоприятно способствует на международную интеграцию. Приятно осознавать, что к культуре (исполнительству на струнных инструментах в частности) имеют отношение очень многие страны.

Какие из струнных музыкальных инструментов мира понравились Вам больше всего? Поделитесь своим мнением в комментариях.



Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий