Вы здесь

Сколько железнодорожных вокзалов в Москве?

thumbnail
Сколько железнодорожных вокзалов в Москве?
Количество железнодорожных вокзалов в Москве поражает

Оглавление:

  1. Белорусский вокзал
  2. Казанский вокзал
  3. Киевский вокзал
  4. Курский вокзал
  5. Ленинградский вокзал
  6. Павелецкий вокзал
  7. Рижский вокзал
  8. Савёловский вокзал
  9. Ярославский вокзал

Ответ на вопрос, сколько железнодорожных вокзалов в Москве, очень прост – есть всего 9 действующих вокзалов. Когда-то (до 1896 г.) был ещё Нижегородский вокзал, а в начале прошлого века планировалось строительство Центрального вокзала, но планам не суждено было сбыться.

Большинство московских вокзалов являются тупиковыми: отсюда начинаются и здесь заканчиваются железнодорожные направления. Но Курский, Белорусский и частично Савёловский (через него проходит ветка от Белорусского вокзала в сторону Рыбинска) вокзалы являются сквозными.

Пригородные поезда (электрички) отправляются со всех вокзалов, а поезда дальнего следования – со всех, кроме Савёловского вокзала. Транзит поездов дальнего следования может осуществляться через Белорусский и Курский вокзалы. От трёх вокзалов – Белорусского, Павелецкого и Киевского отправляются специальные электрички – аэроэкспрессы до московских аэропортов «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково». Самые загруженные Курский и Казанский вокзалы, а самые «скромные» – Савёловский и Рижский.

Видео про железнодорожные вокзалы в Москве

Возле каждого вокзала есть обязательно станция метро, при этом все крупнейшие вокзалы находятся на кольцевой линии метрополитена.

На Комсомольской площади расположились сразу три вокзала – Казанский, Ярославский и Ленинградский, отчего она получила неофициальное название «площадь трёх вокзалов».

Сколько ж/д вокзалов в Москве, на которых есть возможность пересадки на железнодорожные платформы других направлений – это троица с Комсомольской площади, а также Рижский и Савёловский.

Белорусский вокзал (пл. Тверской Заставы, 7)

Этот исторический вокзал сменил много названий – был он Смоленским и Брестским, затем Александровским и Белорусско-Балтийским. Первоначально его поезда ходили только до Смоленска, поэтому и вокзал так назывался, но уже через год путь продлился до Бреста, тотчас сменилось и название. В ознаменование столетия победы в Отечественной войне 1812 года вокзал снова был переименован в Александровский, а дальнейшие изменения были связаны с названиями железных дорог, к которым он относился.

Есть и ещё одно его имя, также связанное с Отечественной войной, но уже следующей – Вокзал Победы, ведь именно отсюда с 1941 года на линию фронта отправлялись эшелоны с войсками и здесь же через 4 года встречали победителей, возвращавшихся из Европы.

Знаменитая песня «Священная война» прозвучала впервые именно на Белорусском вокзале. До сих пор Белорусский вокзал служит воротами в Европу, отправляя путешественников в Польшу, Литву, Словакию, Чехию, Германию, Австрию.

Казанский вокзал (Комсомольская пл., 2)

Из находящихся на «площади трёх вокзалов» этот вокзал наиболее молодой, но и самый крупный. Строить его начали в 1913 году и закончили основные работы в 1926, но продолжили достраивать этот крупный узел до 1948 года. Особенностью Рязанского направления среди прочих московских железных дорог, является левостороннее движение поездов. Поэтому на большинстве её станций выход из электрички происходит на непривычную противоположную сторону. Это наследие английских инженеров, которые изначально строили это направление. Менять эту систему позже оказалось слишком дорого, поэтому её и оставили. До сих пор Казанский вокзал остаётся единственным вариантом ответа на вопрос, сколько ж/д вокзалов в Москве имеют «неправильный» выход.

Киевский вокзал (пл. Киевского вокзала, 2)

До 1934 г. это был Брянский вокзал, поскольку данное направление велось в Москву из Брянска. На тогдашней окраине Москвы была развёрнута масштабная стройка крупнейшей товарной станции. Первый почтово-пассажирский состав отправился с этого вокзала в Брянск в 1899 году. В 2004 году вокзал претерпел реконструкцию перронного зала, сохранившую, однако, его исторический облик.

Отсюда теперь отправляются аэроэкспрессы до «Внуково».

Курский вокзал (ул. Земляной Вал, 29)

Рассказывая, сколько в Москве вокзалов, нельзя не упомянуть крупнейший Курский вокзал, принимающий огромный поток электричек и дальних поездов. Он универсален. Если большинство других московских вокзалов – тупиковые, то через него транзитом проходят поезда с юга на север. Отсюда можно уехать как в Петербург, так и в Ростов-на-Дону. Железная дорога между Москвой и Курском строилась всего 2 года (1866-1868), когда и был построен в статусе временного деревянный Нижегородский вокзал возле Покровской (ныне Абельмановской) заставы. Несмотря на рост перевозок, никак не могли подыскать постоянное место для вокзала, строительство которого закончилось лишь в 1896 году. Поэтому и поныне левое крыло здания относится к Курскому направлению, а правое – к Горьковскому (бывшему Нижегородскому). Вокзал перенес две реконструкции – в 1938 г. и крупную в семидесятых.

Видео про Курский вокзал в Москве

Ленинградский вокзал (Комсомольская пл., 3)

Этот вокзал открывает из Москвы путь на северо-запад. В нём чувствуется элегантность и спокойствие Северной столицы.

Это старейший столичный вокзал, появившийся ещё в 1849 году, является близнецом Московского вокзала в Петербурге.

Его строил сам К.А. Тон, архитектор, построивший также Большой Кремлёвский дворец и Храм Христа Спасителя. По указу Николая Первого был возведён Императорский вокзал с роскошными интерьерами. Само августейшее семейство в 1851 году совершило пробную поездку по недавно построенной железной дороге, соединившей новую и старую столицы России, тогда на это потребовалось почти 22 часа. До 1923 года он назывался Николаевским, затем Октябрьским, а с 1937 года стал Ленинградским. Последнее наименование осталось, несмотря на возвращение Санкт-Петербургу исторического названия.

Сколько вокзалов в Москве ни есть, а Ленинградский – единственный, не находящийся в юрисдикции Московской железной дороги и по-прежнему подчиняющийся Северной столице.

Павелецкий вокзал (Павелецкая пл., 1а)

Первоначально называвшийся Саратовским, это вокзал был возведён в 1900 году, заканчивая собой Павелецкую железную дорогу, которая проходила рядом с Коломенской-Ямской (сейчас Дубининская) и Кожевнической улиц. Первоначально эта ветка тянулась до станции Павелец, а позднее была продолжена до Саратова. Поэтому Павелецкий вокзал связывает Москву с Нижним и Средним Поволжьем.

Рижский вокзал (пл. Рижского вокзала, 1)

Прирост российской территории в конце 19 века активизировал строительство новых путей к незамерзающим прибалтийским портам. Этот фактор явился причиной прокладки Московско-Виндаво-Рыбинской ветки. Для здания пассажирского вокзала определили место возле Крестовской заставы. Виндавский вокзал был торжественно открыт в 1901 году и с тех пор много раз менял названия. Первоначальное название продержалось до 1930-х годов, а после это был Балтийский, Ржевский, а с 1946 года стал Рижским вокзалом. Современное здание вокзала связано с сетью подземных пешеходных переходов, объединяющих его с одноимённой станцией метро.

Савёловский вокзал (пл. Савёловского вокзала, 2)

Построить эту дорогу предложил Савва Мамонтов. Она задумывалась в качестве товарной, предназначенной для упрощения доставки грузов из Рыбинска, где оканчивался протяжённый волжский речной путь, до столицы. Вокзал строился трудно и долго из-за финансовых и административных неурядиц. Торжественное открытие прошло только в 1902 году, а первоначальным названием вокзала стало Бутырский по месту расположения.

В настоящее время это единственный московский вокзал, отправляющий только пригородные поезда.

С 2004 г. Савёловский вокзал стал своеобразными воротами «Шереметьево»: здесь можно сдать багаж и пройти регистрацию на авиарейсы. Пока местные аэроэкспрессы ходят только до станции Лобня, где пассажиры пересаживаются на специальный автобус, но строится ветка до самого аэропорта. Планируется со временем связать три крупнейших московских аэропорта (Домодедово, Шереметьево и Внуково) единой железнодорожной сетью.

Ярославский вокзал (Комсомольская пл., 5)

Облик этого вокзала – самый строгий из всей троицы. Цветовая гамма и высокая шатровая башня напоминают о русском севере. Иногда вокзал называют Северным. Раньше здание вокзала было деревянным, но в 1902-1904 годах появился современный вариант. Если брать пригородные перевозки, то здесь Ярославский вокзал считается крупнейшим в столице – в день он пропускает больше 200 электричек.

Какой из железнодорожных вокзалов Москвы Вам кажется самым красивым? Как думаете, хватает ли 9 вокзалов в столице? Поделитесь своим мнением в комментариях.



Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий