Вы здесь

Развитая орфографическая зоркость - грамотность на всю жизнь

thumbnail
Развитая орфографическая зоркость - грамотность на всю жизнь
Развитая орфографическая зоркость - грамотность на всю жизнь
Грамотность, а как следствие и оценка по русскому языку, во многом зависят от орфографической зоркости и орфографической памяти.

Что же это такое и от чего они зависят?

Сначала об орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость – это умение увидеть «ошибкоопасные места», т.е. те места в слове, где можно допустить ошибку. Например, в слове собака – "опасным" местом является буква "о", так как вместо нее можно легко написать букву "а". А в слове будка – "опасна" буква "д", так как легко заменима на букву "т". Но если человек не замечает эти "опасные" буквы, то даже знание правил не поможет ему не совершать ошибки. Нужна именно привычка проверять подобные буквы – это и будет называться орфографической зоркостью.

Игры для развития орфографической зоркости.

Есть две подходящие игры. Условно назовем их "Угадайка" и "Объясни значение". Начинать играть в эти игры стоит, когда малыш научится читать. Если периодически играть в эти игры, у малыша обязательно выработается привычка обращать внимание на буквы, требующие проверки. Только ни в коем случае нельзя делать это через "не хочу", так как в этом случае эффекта от игры никакого не будет.

"Угадайка".

"Угадайка" играется на любой пишущей поверхности. Все просто. Рисуете квадратики по числу букв загаданного слова (разумеется, хорошо известного малышу) и загадываете ему это слово. Например, загадали слово "корабль". Ребенку говорите: это то, на чем плавают моряки. Малыш должен догадаться, что это корабль и вписать слово в квадратики. Однако в этом слове как раз есть "опасная" буква – "о", вместо которой можно написать "а" – и тогда получится карабль. Если написал правильно – похвалите. А если ошибся, говорите, что такого слова нет и в этом случае можно перейти к игре "Объясни значение".

"Объясни значение".

В этой игре как раз надо объяснить значение несуществующего слова. Например, "карабль" – что это? Кар – это что-то связанное с вороной, абль – может, какое-то персидское имя? Ворона по имени абль? Наверно, это древне-персидская ворона.

Благодаря этим играм, ребенок поймет, что неправильно написанная буква может изменить значение слова и выработает привычку проверять слова (видеть "ошибкоопасные места").

А теперь - что такое орфографическая память.

Орфографическая память – это подсознательное запоминание правильного написания слов. То есть когда человек видит слово и запоминает, как оно пишется.

Для этого можно поиграть в "Фантастические слова". Берете обыденный предмет и даете ему какое-нибудь шутливое, но подходящее новое название. Например, самолет называете "небовоз", домашнего кота "толстопуз" и т.п. Записываете эти названия и ненадолго показываете их малышу. Он должен запомнить слово и записать его. Старайтесь соблюдать пропорции проигрышей и выигрышей. Если ребенок постоянно выигрывает – придумывайте слова посложнее, если проигрывает, наоборот – полегче. Малыш, кстати, и сам может загадывать слова.

Играя с ребенком всего пару раз в неделю (можно этим заниматься и в очереди, и в автобусе и т.п.), вы работаете на будущее, способствуя тому, чтобы грамотность стала его естественным спутником по жизни.


Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий