Вы здесь

Размышления провинциального верстальщика о газетном дизайне

thumbnail
Размышления провинциального верстальщика о газетном дизайне
Что это вообще такое – газетный дизайн? С одной стороны – это словосочетание, режущее слух редакторам и верстальщикам провинциальных СМИ, а с другой – современное понятие, емкое и интересное, если в нем разобраться.

Газетный дизайн начинается с любви к своей работе, с понимания красоты, с желания расти и развиваться. И только после этого – газетный дизайн – «скучный» термин. Когда речь идет о подготовке газет к печати, чаще встречается понятие «газетная верстка» или «оформление газетной полосы». В советское время в России были четко сформулированы и канонизированы «правила газетной верстки», от которых, к сожалению, опытным верстальщикам сегодня отступить сложно, а неопытным и подступаться к ним не хочется. Правила, вообще, в XXI веке у молодежи не в моде.

Возникает актуальная проблема – как сделать газету? Получить профильное образование в российской провинции практически невозможно. Литературы на русском языке не так много, авторы цитируют друг друга или своих зарубежных коллег. Те, кто интуитивно стремится к красивому дизайну, равняются на столичные газеты, которые уже не первый год занимают призовые места в молодом российском конкурсе «Газетный дизайн». Но их можно сосчитать по пальцам. А остальная масса – тысячи газет, издающихся по всей стране, в разных крупных и мелких городах, в глубинках и селах? Районные и городские – которые в лучшем случае идут «под селедку» или «на растопку» – они тоже имеют право на хороший внешний вид.

Газетный дизайн умирает в России, так и не развившись, не окрепнув, потому что умирают сами газеты, как вид печатного средства массовой информации. Тогда как газетный дизайн в этой ситуации мог бы спасти сам себя, вывести печатные СМИ на более высокий уровень, привить обществу эстетику получения информации.

Сама по себе проблема плохого внешнего вида газет кроется не в дизайне, и не в уровне профессионализма верстальщиков, и не в качестве их образования, а в сознании издателей и редакторов, в менталитете. Рискните напечатать свою газету не на самой дешевой газетной бумаге, а на дорогой, приятной на ощупь, нежного оттенка, с легкой шероховатостью на плотной бумаге – может быть, ее будет покупать большее количество людей? Но никто не идет на это. Заплатите фотографу за снимок, который кто-нибудь вырежет из вашей газеты и прикрепит над столом, и будет показывать друзьям или коллегам. Опять же, зачем – если в интернете масса фотографий, которые можно незаметно «украсть», а главное быстро и дешево. Научите журналиста так написать статью в номер, чтобы это был интереснейший «пластилин» для верстальщика, чтобы он мог максимально использовать свои приемы, свой функционал, свое творческое мышление при размещении текста. Зачем? Верстальщик на то и нужен, чтобы сделать внешний вид текста интересным, думают многие, но если это «кирпич», то и класть его нужно «кирпичом», а если верстальщик начнет дробить и разрушать его самостоятельно, вытягивать и высасывать из этого текста какие-то графические элементы, то получится «не правда». Другими словами, интуитивно ощутимая халтура, недоработка, непрофессионализм.

Поэтому, чтобы дизайн газеты вышел хорошо, требуются совместные усилия всех, кто принимает участие в выпуске, в подготовке номера. Редактор постоянно находится в поиске «высококлассного дизайнера», который, по мнению первого, сам все сделает и придумает, ведь он же специалист! Но без понимания редактором всех составляющих хорошего газетного дизайна, без необходимых усилий и вложений, не получится желаемый продукт – «конфетка».


Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий