Вы здесь

Психическое развитие детей младшего и старшего школьного возраста

thumbnail
Психическое развитие детей младшего и старшего школьного возраста
Психическое развитие школьника во многом зависит от родителей, сверстников и учителей

Оглавление:

  1. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
  2. Нервно-психическое развитие школьника
  3. Психическое развитие старшего школьника
  4. Роль сверстников в психическом развитии школьника

Хотя младший школьный возраст не отмечен решающими сдвигами в развитии личности, как у подростков, но все же этот период отличается заметным формированием личностных качеств. Поступление в школу – важный этап в жизни ребенка: он включается в систему коллективов (классный, общешкольный), начинает налаживать отношения с учителями и одноклассниками. Учеба в школе – новый вид деятельности, предъявляющий к ученику ряд требований, заставляющий его быть организованным и подчиняться строгому режиму и регламентации. Все это формирует и закрепляет новую систему отношений к окружающему миру (людям, обучению и обязанностям, коллективу), определяет развитие способностей, формирует волю и характер, расширяет круг общения и интересов.

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

Стиль жизни ребенка с началом обучения в школе меняется коренным образом, теперь его социальная роль – ученик. Эта деятельность становится доминирующей, и к нему предъявляются уже другие требования. Психическое развитие младшего школьника подвергается изменениям, поскольку меняются его ценности, интересы, и он оказывается в преддверии очередного возрастного периода.

Главные проблемы, сказывающиеся на психическом здоровье учеников начальных классов:

  • Принятие своего нового статуса.
  • Выстраивание отношений с педагогом, сверстниками.
  • Изменение взаимоотношений в семье.

Дети, как правило, с удовольствием переходят из детского сада в школу: они рады этому событию, чувствуют себя взрослыми, им нравится все происходящее с ними. Однако психическое развитие детей младшего школьного возраста очень зависимо от существенно изменяющейся самооценки и от того, как правильно родители подготовят ребёнка к школе. Первые два года в младшей школе самооценка детей зависит от отметок, выставляемых учителем. А уже позже ее корректируют товарищи на основе характеристик, которые ничего общего с учебой не имеют и проявляются при общении ребенка со сверстниками. В этот период ребенок излишне критически к себе относится, и уровень негативных самооценок при этом возрастает.

На этом этапе важно учитывать особенности психического развития детей младшего школьного возраста и помочь сохранить им общее положительное отношение к себе как к личности. Во многом это зависит от оценок взрослых.

В этот же период дети начинают критически относиться к взрослым: ими уже не принимаются как истина все их слова и поступки. Особенно остро дети реагируют на те ситуации, где слова расходятся с делом. Именно в это время большую роль играет компетентность педагогов и родительский авторитет.

С поступлением в школу у детей происходят изменения в системе отношений с взрослыми представителями его семьи. Родители проявляют особое внимание и уважение к его учебной деятельности, интересуются успехами, а ребенок прислушивается к их советам. То есть устанавливается взаимное уважение. Несмотря на серьезность вопросов обучения, дети в начальной школе по-прежнему остаются детьми, поэтому не стоит забывать об этом и применять для формирования их правильного психического развития игровую деятельность. Чтобы помочь ребенку справиться с заданием, можно перевести его в игровую плоскость. Детям бывает сложно справиться с этим самостоятельно, значит, задача взрослых – разобраться в проблеме и оказать ребенку помощь в ее решении. Ругать его ни в коем случае нельзя.

Принимая во внимание особенности психического развития младшего школьника в этот период нельзя забывать о движении и активности детей, которые удовлетворяют эту естественную потребность через игры на воздухе, детские шалости. Надо заботиться, чтобы взаимоотношения ребенка и остальных членов семьи были искренними. Они очень важны для младшего школьника и помогают безболезненно адаптироваться к новой среде.

Психическое развитие учеников младших классов так же, как и особенности психического развития детей дошкольного возраста, оценивают не по отметкам, полученным в школе, а по чертам характера, доминирующим в поведении.

Психическое здоровье школьника в норме, если ему присущи следующие качества:

  • Исполнительность.
  • Дисциплинированность.
  • Ответственность.
  • Открытость.
  • Уважение к окружающим.
  • Оптимизм.

В сознании ребенка должно прочно закрепиться знание того, что все неудачи и беды преодолимы, а в кругу семьи его все поддерживают и готовы помочь в любой момент.

Нервно-психическое развитие школьника

Три года, с шести до девяти лет или с семи до десяти лет, приходятся на младший школьный возраст. В это время у ребенка совершенствуется работа мозга и нервной системы. К семи годам кора больших полушарий мозга уже является почти зрелой. Однако к этому времени еще не сформированы некоторые важные отделы мозга, связанные с программированием, регулирующие сложные формы психической деятельности.

Вследствие недостаточного регулирующего и тормозящего влияния коры мозга на подкорковые структуры младшие школьники возбудимы, невнимательны, эмоциональны, легко отвлекаются.

Нервно-психическое развитие школьника в этом возрасте претерпевает глубокие изменения. Существенно влияет на все психические процессы переход к операциональному мышлению. Изменяется восприятие, память, воображение, речь, воля, сознание ребенка, его моральные суждения, способность к сотрудничеству с другими людьми. Полноценно прожить этот период, раскрыть возможности младших школьников помогут родители, воспитатели, учителя, психологи. Их роль в этом возрасте для ребенка особенно важна.

Психическое развитие старшего школьника

В старшем школьном возрасте центральная нервная система детей функционирует в неоптимальном режиме гормональных воздействий. К этому времени завершается группировка различного типа нейронов в коре головного мозга, наблюдается совершенствование региональной специфичности, изменяется соотношение между корой больших полушарий мозга и подкорковыми областями в сторону преобладания последних, активизируются диэнцефальные структуры.

Проследив психическое развитие старшего школьника, можно заметить, что для этого периода характерно проявление у детей полярных качеств психики, когда настойчивость и целеустремленность находятся рядом с неустойчивостью и импульсивностью, а повышенная безапелляционность и самоуверенность в суждениях легко сменяются неуверенностью в себе и ранимостью. Возвышенность чувств может уживаться с циничностью, враждебностью, сухим рационализмом, даже жестокостью. Дети переживают становление характера, переходят от детства с опекой взрослых к самостоятельности, идентифицируют себя как личность, устанавливают более тесные контакты со сверстниками.

Роль сверстников в психическом развитии школьника

В период обучения достаточно велика роль сверстников в психическом развитии школьника. Общение с ровесниками является залогом правильного формирования личности. Родители всегда могут поддержать эти взаимоотношения, пригласив друзей ребенка в гости. Они должны интересоваться, с кем дружит сын или дочь, что они ценят в друзьях. Нельзя негативно оценивать товарищей своего ребенка, а если они вам и не нравятся, то нужно объяснять своему чаду, почему. Надо уважать потребность растущей личности. Младшие школьники должны получать от родителей поддержку в построении межличностных отношений и их коррекции при необходимости.

Новые отношения со сверстниками, воспитателями, педагогами, вливание в школьный коллектив, учеба – факторы, влияющие на становление характера, воли, отношения к людям. Они закладывают фундамент нравственных и моральных ценностей ребенка, а также правил и норм поведения.

Общение со сверстниками в старшем возрасте особенно важно и представляет самостоятельную ценность для подростков. Расширяется география общения и социальное пространство: ближайшими друзьями старшеклассников становятся учащиеся других школ, работающие люди, студенты, военнослужащие. Главная потребность, удовлетворяемая здесь – разделить с кем-то собственные переживания. При этом интерес к переживаниям других невелик. Поэтому и взаимная неудовлетворенность отношениями, напряженность в них.

Общение со сверстниками важно для школьников еще и по следующим причинам:

  • Оно является специфическим каналом передачи информации, по которому поставляются знания, не получаемые от родителей.
  • Благодаря общению дети вырабатывают навыки социального взаимодействия: обучаются осознавать свои обязанности, отстаивать права, соотносить личные и общественные интересы.
  • Общение с ровесниками отвечает потребности ребенка как в аффилиации (стремлении находиться в обществе людей), так и потребности в обособлении.

Особую ценность в этом возрасте наряду со становлением приятельских отношений приобретает понятие дружбы.

А Вы замечаете этапы психического развития Вашего школьника? Расскажите об этом в комментариях.



Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий