Вы здесь

Проблеме одаренности в современной действительности

thumbnail
Проблеме одаренности в современной действительности
Проблема одаренности во всем мире в течение нескольких лет вызывает неподдельный интерес и серьезные споры на различных уровнях. Периодически эта проблема то упорно замалчивается, то подвергается активным нападкам. В 70-х годах возникла и получила позитивное развитие проблема людей с физическими отклонениями. Тогда было признано, что подростки с физическими недостатками нуждаются в пристальном внимании, в особом подходе к их обучению и воспитанию. На фоне этой проблемы постепенно было признано, что и высокоодаренные дети заслуживают не меньшего внимания. Первые предложения на этот счет поступили от Уильяма Штерна еще в 1916 году, но поддержки психологов не получили и потому были «отложены» более чем на полвека. Современные исследователи разработали специальные программы для своевременной диагностики, консультационной помощи и адаптации высокоодаренных детей.

Каждое определение одаренности рассматривается как зависящее от двух факторов: на теоретической и на практической основе. Определение одаренности необходимо для диагностики учеников, которым необходима помощь, оно не является самоцелью. Понятие «одаренность» – обладание индивидуальными способностями к неординарным достижениям в сравнении с референтной группой. Если рассматривать критерий достижений, то становится определенно ясно – одарен человек или нет. Однако существует риск упустить тех одаренных, развитию которых могли препятствовать неблагоприятные условия, как то: некомфортные условия социализации, негативная мотивация или некогнитивные характеристики личности. Не предоставить им своевременной поддержки было бы педагогической оплошностью. В группу риска, прежде всего, входят представители различных меньшинств или одаренные девочки. Большую часть группы риска составляют проблемные подростки, которых довольно часто называют «недостиженцами». У таких детей существует множество социальных или личностных факторов, в силу которых дети не в состоянии реализовать свой творческий потенциал в учебе. Если рассматривать определение одаренности с педагогической точки зрения, то логичнее будет брать во внимание не конкретные достижения, а предпосылки достижений с учетом влияния социального учебного окружения. Зачастую усидчивого и трудолюбивого ребенка, имеющего хорошие результаты по многим предметам, принимают за одаренного. В то время как одаренность может проявляться однобоко – в форме определенных достижений и стремлений к изучению одной или нескольких научных областей.

При теоретическом рассмотрении одаренности (традиционный подход Термана) за основу берется анализ коэффициента IQ. Применение такой диагностики с целью выявления одаренных учеников и оказания им педагогической помощи не является целесообразным. Ховард Грднер доказал теорию множественности видов интеллекта. В соответствии с его теорией, существует 7 независимых друг от друга видов интеллекта и каждый в рамках определенной модели одаренности. Среди многомерных моделей одаренности выделяются креативные, интеллектуальные, социально-аффективные и сенсомоторные способности. Как следствие, существует много областей приложения талантов: спорт, искусство, естественные науки, здравоохранение, воспитание, техника и др. Для дифференциации всевозможных видов одаренности эта концепция очень хорошо себя зарекомендовала. Анализ коэффициента IQ во всем этом многообразии служит не для диагностики одаренности, а для классификации групп одаренных: генетической и ранневозрастной.

В Германии проводился эксперимент по обследованию 2000 одаренных школьников по комплексной методике диагностики. В течение нескольких лет (с первого по выпускной класс) систематическому анализу подвергались личностные особенности, школьные и внешкольные достижения и социальное окружение учащихся. По результатам исследований сделан вывод о том, что факторы одаренности (креативность, интеллект, социальная компетентность, психомоторные и музыкальные способности) независимы друг от друга на школьном уровне, и это подтвердило гипотезу о специфике в областях одаренности. Наибольшего успеха достигли учащиеся, обладающие мотивацией к учению, устойчивостью к стрессам, настойчивостью и другими личностными качествами. Были выделены личностные качества, которые отличают высокоодаренных детей от среднеодаренных:

- наличие высоких интеллектуальных способностей;

- наличие креативных способностей;

- выдающаяся память и способности к быстрому усвоению;

- стремление к знаниям и интеллектуальное любопытство;

- высокая ответственность личности;

- самостоятельность суждений и уверенность в личной эффективности;

- академическая позитивная эго-концепция, которая связана с адекватной самооценкой.


Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:
Аватар пользователя MariSa
  • MariSa
  • 3 Июл 2013 в 22:07
Быть одаренным может каждый, главное во время это заметить и начать развивать навыки дара. Просто на таких людей можно смотреть и радоваться, что есть такие. Но быть одаренным сложно - тебя не поймут многие, особенно сверстники, так же будут завистники. Во всем есть свои плюсы и свои минусы.

Добавить комментарий