Вы здесь

Победа на кумышечном фронте, или кто у водки достойный конкурент?

thumbnail
Победа на кумышечном фронте, или кто у водки достойный конкурент?
Как известно, у каждого уважающего себя народа есть свой язык, свой национальный костюм, свои сказки и песни и много чего ещё своего, им самим придуманного, почитаемого и охраняемого. К их числу относятся и алкогольные напитки. У кого-то – шампанское, у кого-то – вино, у кого-то – кумышка. Да, смешное слово, особенно, если не знаешь, что это такое и чем этот напиток закусывают. Но обо всё по порядку.

Живёт в Предуралье немногочисленный народ – удмурты. Жили они раньше в основном на берегах реки Вотки, поэтому и называли их вотяками. Живя в окружении русских и татар, вотяки постепенно перенимали чужие обычаи и обряды, забывая порой свои. Но есть в вотяках черта, которая не поддаётся никакому влиянию извне. Это любовь к кумышке. Необыкновенная привязанность к этому напитку объясняется тем, что всякое явление в жизни вотяка сопровождается и кончается непременно выпивкою кумышки. В более отдалённую эпоху кумышка имела ещё большее значение: вместе с другими хлебными продуктами (блины, ватрушки и др.) она приносилась в жертву богам.

Русское правительство ещё начала девятнадцатого века усмотрело в кумышке конкурента русской водке. Тем более что кумышка крепостью не только не уступает русской водке, но иногда даже выше её. Вотяков стали преследовать за кумышковарение и насильно заставляли покупать русскую водку. Вотяки, естественно, запротестовали. Тогда им разрешили варить свой напиток, но не из хлеба, а из квашеного молока. Такое постановление правительства не удовлетворило местное население: готовить кумышку из молока они не умели, подобного напитка не употребляли, а согласно религиозным обрядам кумышка должна приготовляться только из хлеба. И никакого компромисса!

И такому твёрдому отстаиванию своих позиций вотяками есть весьма убедительные причины. «Мы молимся по-своему то в луде, то в куале. Молимся с хлебом и кумышкой. Без кумышки нам нельзя молиться». В ответ на это можно было бы сказать: купи водки в магазине и молись сколько хочешь! Но вотяки молятся лишь плодами своих трудов. Кумышка – их трудовой напиток, а водки они не делают. Конечно, молиться водкой легче: пошёл, купил – и нет никаких хлопот. А для варки кумышки сколько труда кладётся: тратится несколько пудов муки, сжигается огромное количество дров, рвётся одежда и обувь. Кумышка обходится вотяку намного дороже водки. Запрет русскими варить кумышку воспринимался вотяками как притеснение их веры.

Одним словом, никакие меры наказаний, притеснений не смогли сломить сопротивление вотяков. Вотяк терпелив, он с честью переносит все несчастья, какие сыпались исстари на его голову. Но вотяк упрям, как бык. Он был убеждён, что кумышка ему нужна, что он должен её варить. И он варил. Так бесславно сошла на нет борьба правительства с кумышкой. А кумышку в результате начали употреблять люди всех сословий и наций.


Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий