Вы здесь

Периоды и этапы развития разных наук в эпоху античности

thumbnail
Существует 3 этапа развития античности: ранний, классический и поздний

Оглавление:

  1. Периоды развития античности
  2. Развитие наук в античности
  3. Развитие психологии в эпоху античности
  4. Развитие естествознания в эпоху античности

Под термином «античность» принято понимать всё то, что так или иначе связано с древним Римом и Грецией. Античные времена включают в себя гомеровскую Грецию и следующие за ней временные периоды до начала гибели Западной Римской империи. Тогда же и появились понятия античной истории, античной культуры, античного искусства, античного города и т. п. Современная наука изучает историю развития античности по текстам, сохранившимся до наших дней с тех времён.

Периоды развития античности

В настоящее время наука выделяет следующие периоды развития античности:

  1. Ранняя античность. На этом этапе, длившемся с VIII до II веков до нашей эры, происходило зарождение и формирование Греции как государства.
  2. Классическая античность — в этот период, длившийся с I века до н.э. до II века нашей эры, греко-римская цивилизация формировалась как единое государство.
  3. Поздняя античность — III-VI века до нашей эры характеризуется распадом Римской империи и переходом в новую эпоху — средневековье.

Временные этапы развития античности иногда варьируются в геополитическом контексте, поскольку, например, цивилизация в Древней Греции начала развиваться раньше по сравнению с Римской империей. К тому же, Восточная Римская империя отличается не только более ранним развитием античной цивилизации по сравнению с западной её частью, но и более ранним угасанием, связанным с нашествием германцев. Но, несмотря на это, до наших дней хорошо сохранилось культурное наследие, что позволяет современным людям изучать быт, культуру, язык, традиции романских народов и народов Средиземноморья — южных славян, турок, арабов, евреев, берберов.

Развитие наук в античности

Термин «античная наука» впервые появился в начале ХХ века. Благодаря развитию науки люди, живущие в любые времена, стремились повышать производительность своего труда, что является залогом повышения уровня жизни. Природные явления и их взаимосвязи человек начал изучать с древних времён, и с тех пор знания копились и приумножались. Поэтому развитие науки в античности имеет огромное значение для современной цивилизации.

Пожалуй, самая первая древняя наука — это астрономия. В античные времена она активно использовалась жрецами и священнослужителями. Кроме астрономии существовали и прикладные науки — геометрия, изучающая правила точного измерения площадей. Правила измерения расстояний и объёмов изучала механика. География же считалась частью геометрии.

Видео о развитии науки в античности

Специфика науки античного периода отличается своей существенной гуманитарной составляющей как по содержанию, так и по форме. Особенность научных трудов заключалась в том, что они были написаны в форме литературных произведений с отпечатком романтизма и мифологичности.

Именно в античные времена возникло множество умозрительных построений, догадок, идей, которые развились в более поздние времена. Такой идеей, к примеру, является гипотеза о гелиоцентрическом устройстве мира, атомизм. В это же время возникли первые научные школы, которые впоследствии стали традицией. Одними из самых известных первых школ были Ликей Аристотеля и Академия Платона.

Развитие психологии в эпоху античности

Возникновение первых психологических учений периода античности относится к VII-VI векам до нашей эры. В этот период появились первые научные концепции психики, которую древние философы рассматривали, в первую очередь, в качестве источника активности тела.

Развитие психологии в период античности было обусловлено следующими причинами:

  1. Расцвет греческой культуры имел прямую зависимость от удачного географического положения, ведь Греция была расположена на пересечении торговых путей, являющихся одновременно и информационными потоками, которые стали источниками сведений и знаний из различных государств мира.
  2. У греков существовала превосходная по тем временам система образования, которая позволяла получать знания в таких областях, как культура, искусство и другие. Когда ребёнок заканчивал учебное заведение, родители отправляли его путешествовать. Таким образом, дети получали жизненный опыт и закрепляли знания на практике.
  3. В античные времена важным моментом в воспитании и общественной жизни было уважительное отношение к личности. Людей при этом принято было оценивать не по происхождению и материальному положению, а по способностям и уму. Каждому греку предоставлялась возможность сделать политическую карьеру, но главными условиями для этого было наличие ума, образованности и красноречия. Кроме того, даже рабам, отличавшимся талантами, даровалась свобода, земля и средства от государства.
  4. Несмотря на религиозное сознание греков, религия не играла особенного влияния на процесс развития представлений греков о мире, человеке.

Развитие естествознания в эпоху античности

По мнению многих историков, развитие естествознания в эпоху античности началось приблизительно в V веке до нашей эры. Родина этой науки — Древняя Греция, в которой мифологическое мышление начало заменяться в этот период новыми программами исследования природных явлений. Древний Египет и Вавилон также в это время обладали значительными математическими знаниями, однако, в Греции уже умели доказывать теоремы.

Особенность знаний древних греков заключалась в том, что они не расчленялись на отдельные науки, а были объединены общим понятием — философия. Античное естествознание — это ограниченное накопление точных знаний, обилие теорий и гипотез. Многие из этих гипотез позволили в более поздних периодах делать научные открытия.

К древнегреческой науке «о природе» относились следующие направления:

  • Природа, как живой (прежде всего, человеческий) организм. Это направление стало началом развития медицины и биологии.
  • Природа, как космос в целом. Данное направление стало основанием для последующего развития астрономии.
  • Природа, как внутренние вещи (внутренняя структура) окружающего мира. Благодаря этому направлению начали развиваться физико-химические науки.

Считаете ли Вы развитие науки в эпоху античности отправной точкой для современных наук? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Видео о развитии философии в период античности

В видео кратко рассматривается история психологии от донаучного (мифологического) периода до эпохи античности. Рассмотрены идеи активности субъекта Конфуция и образования идей при помощи ассоциаций Будды. В античный период зарождаются идеалистическое и материалистическое течение, начало которому положил Фалес, а вслед за ними и две основные теории познания. Алкмеон выводит процессы познания из чувственного опыта, а Демокрит объясняет его взаимодействием атомов. Гиппократ пытается отделить медицину от суеверий и науки и рассматривает естесственные причины болезни в своей гуморальной теории. Сократ создает альтернативную теорию познания, основанную на врожденных свойствах ума, которую развивает Платон в своей теории идей. Апогеем античной психологической мысли становится Аристотель со своим дуализмом. Он создает развернутую теорию познания, рассматривает процессы регуляции поведения, разрабатывает проблему аффектов и характера, а также впервые вводит в психологический обиход механизмы ассоциаций. vk.com/primalinstinct - наша группа www.youtube.com/SimplePsychology - наш канал Для тех кто хочет поддержать проект: 41001213871702 - Яндекс кошелек Деньги будут потрачены на покупку оборудования и организацию различных мероприятий

2014-11-09



Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий