Вы здесь

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

thumbnail
Особенности психического развития детей дошкольного возраста
Особенности психического развития дошкольника зависят от степени влияния взрослых и сверстников на малыша

Оглавление:

  1. Влияние взрослых и сверстников на психическое развитие детей дошкольного возраста
  2. Развитие самостоятельности у дошкольников
  3. Роль слова в психическом развитии дошкольников
  4. Соотношения элементов восприятия
  5. Влияние игры на психическое развитие дошкольников

Хотя обычно родители первоочередное внимание обращают на физическое созревание ребёнка, но не меньшее значение имеет и нервно психическое развитие детей дошкольного возраста.

После 4-5 лет мыслительная активность малыша перестаёт опираться исключительно на физические движения. Ему становится интересно спрашивать, спорить, придумывать рассказ, глядя на картинку, отгадывать загадки. Вместо беспорядочно-шарящих возникают ориентированные, более организованные и направленные на познание действия. Появляются новые виды активности: ребёнок рассказывает, слушает, придумывает слова.

В результате новый предмет начинает интересовать его не сам по себе, а своим устройством, способом использования и назначением. Исследуя новую игрушку в этом возрасте, дети пытаются её разобрать, чтобы узнать, что кроется внутри неё. Как следствие, к ставшему уже привычным вопросу «что это?» добавляется другой – «почему?».

Влияние взрослых и сверстников на психическое развитие детей дошкольного возраста

Особенности психического развития детей дошкольного возраста побуждают их общаться со взрослыми ради содержательности беседы. Для себя ребёнок заключает, что взрослые всё умеют и знают, и могут всему научить и всё показать. В результате авторитет взрослых резко возрастает.

А при взаимоотношениях со сверстниками «мирного соседства» дошкольникам уже недостаточно, а хочется выполнять совместно с ними различные поручения или просто играть. Активность в общении наряду с познавательной активностью приобретает у малышей произвольно управляемый характер.

Накапливая социальный опыт общения с людьми, к концу дошкольного возраста дети усваивают более обобщённые правила, а своё отношение к чужим или близким, вымышленным или реальным людям выражают знакомыми им критериями выражения. Это является основой для формирования у детей нравственного отношения к окружающим.

Развитие самостоятельности у дошкольников

Особенности психического развития дошкольника, касающиеся формирования личности, заключаются в изменении поведенческих мотивов, которыми тот руководствуется. Эти изменения видны в следующем.

  • Обособленные побуждения объединяются в систему мотивов, в них всё более чётко прослеживается определённая последовательность, хотя у дошкольника системность и последовательность поведенческих мотивов всё ещё относительны.
  • Побудительная сила мотивов начинает выступать более отчётливо. Например, если на младших детей наибольшую побудительную силу имеет задание «отыскать спрятанную игрушку», то для детей постарше таким заданием станет трудовое – «сделать игрушку для спектакля».

По мере накопления практического опыта дошкольник всё больше стремится к самостоятельности, которая сочетает в себе собственную инициативу ребёнка с подчинением требованиям взрослых. Развитие самостоятельности можно разделить на три этапа:

  • Вначале малыш действует в привычных для него условиях, когда у него без помощи и побуждения взрослых вырабатываются основные привычки.
  • Затем уже ребёнок привычные способы поведения распространяет и на новые, отличающиеся от обычных ситуации.
  • Далее развитие психических процессов у дошкольников прогрессирует, в результате чего усвоенное ребёнком правило принимает обобщённый характер, и, попадая в любые условия, ребёнок уже использует его как критерий своего поведения.

У дошкольников к работе органов чувств добавляется мыслительная деятельность, которая дальше развивает ощущения, тоньше становится и чувствительность. Благодаря осмысленной деятельности у ребёнка образуются межанализаторные связи, благодаря чему познавать предметы и явления он начинает более разносторонне. Когда зрительное восприятие начинает сочетаться с тактильно-двигательными ощущениями, то познание качеств и свойств исследуемого предмета становятся более глубоким, при этом совершенствуется и сам способ познания. Отсюда большое влияние игры, а также таких занятий, как лепка, рисование, конструктивная деятельность дошкольников, дидактические игры и танцы, на психическое развитие малышей.

Роль слова в психическом развитии дошкольников

Если слово сначала просто сопровождало действие непосредственного раздражителя, то затем стало замещать его, изменяя процесс ощущения.

  • При словесном описании ощущаемого качества предмета оно быстрее вычленяется из ряда однородных качеств: называя цвет, ребёнок его легче запоминает, чем когда просто созерцает его.
  • Облечённые в слово звук, запах или цвет превращаются из простого раздражения в осознание соответствующего качества вещи или явления.
  • Оперируя пониманием качеств предмета, ребёнок может не только различать их, но и сравнивать предметы по этим качествам (этот красный, а этот синий), что уже является элементарным мыслительным процессом.
  • Функция слова как обобщающего сигнала позволяет малышу увидеть в новых предметах то же качество или его вариации.
  • Если у однородных предметов постоянно встречаются некоторые качества, то они становятся характеристикой подобных предметов.

Соотношения элементов восприятия

Процесс восприятия приобретает в дошкольном возрасте более сложную форму. Например, восприятие цвета и формы: если форма, как более сильный опознавательный признак, не смогла быть идентифицирована, то только тогда вступает в действие признак цвета предмета (при складывании мозаики или игре в кубики). При восприятии части и целого образуются диалектические связи, позволяющие при узнавании части предмета вызывать его полный образ с названием.

В дошкольном возрасте изменяется процесс восприятия, когда ребёнку не обязательно исследовать предмет воспринимающим органом, а достаточно лишь его увидеть. Диагностика психического развития дошкольников показывает, что им ещё сложно воспринимать картинки. Здесь ещё более важным является значение названия картинки.

Что до восприятия пространства, то на основе зрительного восприятия дошкольник уже может чувствовать расстояние, то есть перспективу. Когда к оценке глаз подключаются руки, форма воспринимается лучше. Но в этом возрасте детям ещё трудно даётся понятие левого и правого, а ощущение времени даётся детям всё ещё намного труднее, чем ощущение пространства, поскольку для его восприятия не существует особых органов чувств.

Что касается внимания, то психика дошкольников изменяется следующим образом:

  • объём внимания расширяется;
  • оно становится более устойчивым;
  • появляется произвольное внимание.

Эти изменения происходят благодаря тому, что не только предмет становится объектом познания, но и различные его связи, особенно функциональные, речь также становится объектом внимания.

Особенности психического развития детей состоят ещё в том, что в этот период систематически он обогащается значительным опытом: накапливает знания, первичные понятия и представления, появляются умения и навыки. Следы пережитых чувств и мыслей сохраняются всё дольше и в большем количестве. Для умственного развития малыша большое значение приобретает образная память, интенсивнее всего развивающаяся именно в этом возрасте.

Влияние игры на психическое развитие дошкольников

Игра развивает целенаправленность действий. У детей-четырёхлеток интерес к действию преобладает, из-за чего цель часто забывается. На пятом году жизни детей можно научить выбирать игру обдуманно, распределяя роли и ставя цели. А в следующие пару лет дети начинают проявлять интерес к некоторым событиям жизни, различным занятиям взрослых, появляются любимые книжные герои – объекты подражания, поэтому так важно знать, какие игры необходимы дошкольникам. Замыслы игр становятся более стойкими, надолго овладевающими воображением.

Появление у игры длительной перспективы свидетельствует о более высоком этапе сложности психики. Под воздействием жизненных впечатлений в игру вводятся новые элементы.

Исполняя в игре ту или иную роль, ребёнок не просто переносится в чужую личность формально. Когда он входит в роль и примеривает её на себя, то тем самым он углубляет и обогащает и собственную личность. Поэтому влияние игры на психическое развитие дошкольников, где его личность формирует отношение к данной роли, сказывается не только на развитии мышления, воображения и воли, но и на развитии его личности в целом. Роль личности в жизни имеет громадное значение, а в ролевых играх ребёнок, примеривая к себе разные роли, формирует тем самым и свою собственную личность. Игра очень тесно связана с развитием детской личности, а особое значение она приобретает именно в период интенсивного развития последней.

А как Вы думаете, что влияет на психическое развитие дошкольников? Поделитесь своим мнением в комментариях.



Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий