Вы здесь

Конкурсы педагогического мастерства: проблемы и ожидания

thumbnail
Конкурсы педагогического мастерства: проблемы и ожидания
Конкурс

Сегодня в образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий. На конкретном примере постараемся осветить проблемы подобных конкурсов и обозначить дальнейшие перспективы.

Всероссийский конкурс "Учитель года" проводится с 1990 года и за период своей двадцатилетней (с небольшим) истории не однажды вызывал открытое недовольство в педагогической среде. Вспомним об отказе столичного департамента образования посылать московских учителей на Всероссийский конкурс 2003 года. Устоял конкурс «Учитель года» и в 2008 году, когда за сохранение имеющегося формата выступил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Без сомнения, Конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению молодых специалистов.

В программу Конкурса организаторы включают круглые столы, дискуссии на педагогические темы, встречи с учителями-новаторами, поездки в другие города и регионы на встречи с коллегами - мероприятия, создающие хороший конкурсный настрой.

Чествование лучших учителей, приуроченное, как правило, к открытию и закрытию Конкурса, сплачивает профессиональное сообщество, рождает чувство причастности и гордости за профессию.

Методически грамотно проведенный профессиональный конкурс в ряде случаев заменяет руководителям школ и муниципальной системы образования многие другие административные методы работы с коллективом, в т.ч. ежегодные аттестации, имея перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя.

Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация соперничества не пугает, а, наоборот, стимулирует. Безусловно, это люди, стремящиеся к успеху. Успехом же для них являются как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: статус в коллективе, премию, разряд и др. Так что организаторам конкурса следует помнить, что мотивация участников является как внутренней, так и внешней.

Справедливости ради стоит сказать, что обладающий всеми качествами потенциального победителя учитель может не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает и средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать. Почему учителя участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах? И нужны ли педагогам подобные конкурсы?

Приведем типичное высказывание педагога: «Конкурс повышает самооценку, дает импульс новым творческим проектам. Но он должен проводиться не каждый год, а, например, один раз в три - пять лет. Тогда… будет больше времени подготовиться и наработать результаты для участия в нем. А так он превратился в привычку. И уже очень трудно найти желающих, особенно в сельских школах».

Одни учителя считают, что это шоу для чиновников, так они "показывают" свою нужность. И сетуют: лучше бы почаще в школы ездили, смотрели в глаза реалиям. И те же деньги выделяли бы на школьные праздники - детям (если уж так душа просит шоу)!

Другие возмущаются, что за время работы в школе пресытились конкурсами, презентациями, соревнованиями, олимпиадами, но результата в виде повышения собственной зарплаты, так и не увидели. И разводят руками: когда же бедному учителю учить детей, если он постоянно занят в конкурсах? Что бы кто ни говорил, но такие конкурсы отвлекают педагога от главного – от детей.

Третьи видят самую серьезную проблему в отсутствии трансляции опыта учителя, задаваясь вопросами: "А страна знает своих героев?" Или закончился конкурс, фанфары отгремели и ... слава Богу, всё позади? Как опыт работы участников всевозможных конкурсов становится достоянием многих?

Четвертые подхватывают: И проблема жюри существует. Хорошо, когда там сидят компетентные люди. И не судят с позиции: я его знаю, он лучший.

Кто-то сомневается: а не лучше ли подумать об учительских буднях?

Высказываются и предложения: Те деньги, которые вкладываются в конкурсы, можно было бы распределить на действительное, а не дежурное, повышение квалификации учителей в тех областях, где большинство учителей действительно нуждается в повышении компетентности.

Многие педагоги лояльны: любое мероприятие подобного рода - это приобретение опыта. Даже если конкурс не принес учителю награды, он одарил участника возможностью заявить о себе, поделиться находками, взять на заметку что-то новое. Именно поэтому любой результат можно расценивать как положительный.

Отдельные - крайне категоричны в высказываниях: «За более чем 15 лет работы в образовании не видела ни одного объективного конкурса».

А есть и такие: «Профессиональные конкурсы - это здорово. Сидишь, сидишь и вдруг конкурс! Откуда что берется: начинаешь ворошить, искать, думать, творить. Жизнь сразу становится интересней! Забываешь обиды, неурядицы, впереди цель, надо попробовать, авось. Так случилось со мной в 2006 году. Президент объявил конкурс. Я попробовала и все получилось! Скажу откровенно, шла через тернии. Конкурсы надо проводить обязательно; они бодрят, а, главное, заставляют учиться». (И смех, и грех! – комментарий автора.)

Большинство же избирает двойственную позицию. Да, конкурс способствует профессиональному росту учителя, расширяет связи в педагогическом сообществе, знакомит с новыми интересными людьми, их идеями. Но! Эти конкурсы часто формализованы, а цели их непрозрачны. Популяризация опыта лучших учителей особого смысла, по их мнению, не имеет, так как основная ценность учителя - он сам, и методы и приемы, которыми он пользуется, часто не подходят другим. Ряд хороших учителей остаются за кадром, так как попросту не желают связываться с бумажной волокитой. Ситуация со статусом судей, когда немалая часть жюри составляет "учителей года", предполагает высокую вероятность его дальнейшего вырождения в "статусную кормушку".

Негатив нескрываем

Общеизвестно: конкурс – публичное выступление учителя перед коллегами - стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. А преобладающую часть конкурсантов составляют педагоги, которые не очень уверены в себе, и, сожалея о своей пассивности, сдерживают честолюбивые порывы, дабы избежать возможной неудачи. Они тревожны, и участие в публичном мероприятии требует от них больших нервных затрат.

Основную проблему профессиональных учительских конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. А чтобы объективно оценить мастерство учителя во время, работы "за закрытыми дверями", организуются открытые уроки. Однако необходимость открытых уроков зачастую и служит причиной отказа учителя от участия в конкурсе. Педагоги считают, что по одному, презентационному, уроку, не всегда можно верно оценить качество их работы. По их мнению, оценка, выведенная на основании открытых уроков, которые готовятся специально, не отражает эффективности повседневной работы учителя, а потому ее нельзя считать объективной.

Для решения подобных проблем необходимо исходить из того, что в профессиональном конкурсе оценивается не только мастерство ведения урока, а система работы учителя. И презентовать нужно всю систему целостно: начиная с планирования и конспектов учебных занятий, включая авторские программы и научные доклады, самостоятельно подготовленные дидактические материалы и сценарии для обучающихся – словом, все учительские разработки, дающие достаточно полное представление об уровне его профессионализма, о его индивидуальной лаборатории.

Участие в конкурсах педагогического мастерства – трудоемкий творческий процесс, требующий огромных затрат сил и энергии, когда педагог масштабно анализирует свою деятельность как учителя - предметника, приводит в систему свой воспитательский и личностный опыт, оформляет горы документации. Он делает все для того, чтобы войти в этот особый мир общения, соревнования, удач и находок.

Что ожидают участники от Всероссийского педагогического форума - 2011? Что нужно сделать для того, чтобы конкурсы стали действительно эффективным средством повышения профессионализма педагогов?

Каково ваше мнение, уважаемые педагоги?



Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий