Вы здесь

Какова специфика преподавания школьной литературы?

thumbnail
Какова специфика преподавания школьной литературы?
Как правило, отечественную (русскую, советскую, постсоветскую) традицию преподавания литературы как школьного предмета характеризуют следующие установки и предрассудки:

1. Крайние точки зрения. Преподаватели обычно придерживаются полярных точек зрения на литературу вообще, литературное произведение или его героя в частности. Они излагают свою позицию слишком категорично, не допуская альтернативных мнений. К примеру, одни (преимущественно люди старшего поколения) считают, что литературой можно называть только классику, а все иное – это игра в литературу или даже макулатура. Другие полагают, что классика безнадежно устарела, достойны внимания только, к примеру, абсурд иди постмодернизм, поэтому увлеченно говорят только о творчестве, к примеру, Хармса или Пелевина.

2. Усиленное внимание к фигуре автора. На уроках литературы принято оговаривать учеников, когда те отождествляют автора и его героя. Вместе с тем сами учителя нередко совершают похожую ошибку. Повторяют, например: «как сказал А.П. Чехов, в человеке все должно быть прекрасно…». Но это не Чехов сказал, а его персонаж - Астров из «Дяди Вани». Чехов, возможно, полагал так же. Но все же неправильно, если убеждения и слова персонажа или лирического героя приписываются его автору. Хорошо известен, например, тот факт, что современники обвиняли Гумилева в том, что он избивал свою жену (муж хлестал меня узорчатым вдвое сложенным ремнем), так многие считают и сегодня. Между тем стихи Ахматовой не были автобиографичны, она, как поэт, просто примеряла на себя разные образы, играла разные роли и неуместно искать в её стихах отражение её личной жизни.

Узнайте, как пишется все-таки правильно.

3. Преувеличение дидактической роли литературы. Назначение литературы разнообразно. Литература имеет познавательное, воспитательное (дидактическое), релаксационное, эстетическое, гражданское и др. значение. Между тем в традиции преподавания русской литературы дидактическая роль превалирует. Об эстетической и релаксационной (лекарство от стресса) роли обычно забывают. Вспоминаются в связи с этим слова Г. Шпаликова (поэт и сценарист фильма «Я шагаю по Москве»). Когда его упрекнули, что его фильм ничему не учит и слишком позитивен, он очень расстроился: Может же фильм быть как стихотворение. Написал же поэт: «Мороз и солнце! День чудесный!»

4. Обязательные общепринятые характеристики персонажей и их поступков. В литературной традиции принято характеризовать героя и его поступки определенным образом, а все попытки оценить ситуацию как-то иначе воспринимаются как крамола. Так, Чацкого принято представлять как положительного героя – его называют умным, пылким, искренним, благородным человеком. Меж тем, в этой пьесе, нам, скорее, рассказали о его ошибке, оплошности. В самом деле, если человек грубо нарушает этикет и тем самым создает конфликтную ситуацию, в которой сам и страдает, он выглядит как неумный, нетерпимый, конфликтный и невоспитанный. Есть много русских пословиц на эту тему: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», «Метать бисер перед свиньями», «Что у трезвого на уме – у пьяного на языке», «Слово серебро – молчание золото». И вообще – как сказал кто-то из великих: «Мода нужна тем, кому недостает вкуса, а этикет – тем, кому не хватает воспитания». В то же время писать в сочинении или говорить учителю о Чацком таким образом я бы не стала.


Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий