Вы здесь

История развития русского кинематографа

thumbnail
История развития русского кинематографа
Кино было привезено в Россию еще в 1896 году

Оглавление:

  1. Истоки русского кинематографа
  2. Послереволюционные годы в русском кинематографе
  3. «Соцреализм» довоенных годов
  4. Становление кинематографа России после военных лет
  5. Современный русский кинематограф

Российский кинематограф только начинает возвращать себе былую славу, пытаясь составить достойную конкуренцию европейским и американским фильмам, догнать успех великих режиссеров мирового кинематографа. В современных съемках в полной мере начинают использовать компьютерные эффекты, улучшенный звук и технологии, которые ранее не встречались. Тем не менее так было не всегда, ведь история русского кинематографа довольно богата и насыщена, а старые мэтры часто почитаются не меньше, чем мировые классики.

Истоки русского кинематографа

Подтвержденным фактом является и то, что саму индустрию кино в Россию привезли именно французы в 1896 году. Многие русские фотографы довольно быстро освоили технологию, потому спустя два года начали появляться уже их собственные труды. Естественно, поначалу они представляли собой небольшие документальные сюжеты. Лишь через 10 лет российским режиссерам удалось создать первый фильм. Александр Дранков в 1908 году создал первую кинокартину, которая называлась «Понизовая вольница».

Видео об истории русского кинематографа

Конечно же, это была небольшая немая «документалка», но она стала прародителем русского кинематографа. Уже в 1910-е годы количество фильмов начало расти, как на дрожжах. Опыт Александра Дранкова начали перенимать другие режиссеры, создавая свои шедевры. Многие из них стали классикой русского кино, а некоторые были известны за пределами России. Среди первых творцов русского кино выступали такие личности, как Яков Протазанов с лентами «Пиковая дама» и «Отец Сергий», Владимир Гардин с его «Дворянским гнездом», Евгений Бауэр («Преступная страсть» и «Сумерки женской души») и многие другие.

В дореволюционный период также проходил процесс становления таких звезд экрана и талантов, как Вера Холодная, Владимир Максимов, Иван Мозжухин. Эти имена вошли в список первых русских кинематографов, которые стояли у самих истоков. За непродолжительный период их творчества они навсегда успели вписать себя в список самых известных классиков русского кинематографа.

Послереволюционные годы в русском кинематографе

Если дореволюционный период в истории отечественного кинематографа называют «серебряное кино», то после революции ему на смену приходит советский киноавангард. В тот период цензура Кремля еще не распространялась на сферу кинематографа, что позволило многим режиссерам экспериментировать. Безусловно, самой выдающейся личностью этого периода стал Сергей Эйзенштейн с его лентами «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Довольно интересным является тот факт, что эти ленты стали невероятно популярны на западе, что, безусловно, позволяет утверждать о мировой славе. Во многих книгах по истории мирового кино можно найти целую главу о творчестве Эйзенштейна и его современников.

Несмотря на главные направления кино и доминирование кинолент Сергея Эйзенштейна, все же создавалось и развлекательное кино. «Закройщик из Торжка», «Праздник Святого Йоргена» и другие работы Якова Протазанова также способствовали развитию индустрии, добавляя ей определенную легкость и альтернативу. Естественно, уже тогда было понятно, что славу «Октября» в тот период не сможет переплюнуть ни одна другая кинолента, потому остальное творчество находилось в тени. Тем не менее в то время также творили и многие мэтры русского кино, которые внесли существенный вклад в развитие не только отечественной, но и мировой кинематографии.

«Соцреализм» довоенных годов

Довольно примечательным стал тот факт, что приход звука в кино совпал с ликвидацией свободы мысли и творчества для всех представителей русского кинематографа. Сталинский режим в полной мере взял на контроль всю сферу, отсеивая все, что было «нежеланным» и противоречило идеологии довоенных лет. Именно по этой причине Эйзенштейн, который вернулся со своей заграничной поездки, так и не смог добиться постановки своей киноленты «Бежин луг». Как результат, фильм просто уничтожили, оставив о нем лишь упоминание. Тем не менее зеленый свет для творчества получили те режиссеры, которые сумели не только использовать все преимущества «звукового» кино, но и могли донести саму послереволюционную идеологию в массы. Так образовалась целая прослойка режиссеров, которые сумели продолжить творчество, подстроившись под реалии режима. Братья Васильевы, Фридрих Эрмлер, Михаил Ромм и прочие стали основными представителями того времени.

Тем не менее несмотря на активную пропаганду, Сталин понимал, что перенасыщение идеологического материала может произвести обратный эффект, потому в довоенные годы на экраны также выходило немало комедий. Григорий Александров, который был учеником Эйзенштейна, стал настоящим «королем комедий» в 30-е годы. Его ленты «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга» и прочие пользовались огромной популярностью. Довольно примечательно то, что главной героиней всех фильмов стала супруга Александрова Любовь Орлова.

Видео об истории развития русского кинематографа

Становление кинематографа России после военных лет

История развития русского кинематографа в военные годы отличалась особой идеологической пропагандой. Несмотря на тяжелый период для всего мира, отечественная кинематография получила серьезный скачок в развитии и стала частью сталинской идеологии. Основной целью почти каждой ленты стал подъем народного духа и усиление культа личности. Именно кинематограф стал главной движущей силой режима. Тем не менее, огромное количество новых лент создавали немалые сложности в отслеживании, потому цензура перестала справляться со своей основной задачей. Именно поэтому было принято решение сделать основной акцент на качество, а не на количество. Это оказывало необходимый эффект и укрепляло веру населения, но при этом также способствовало развитию кинематографии, порождая талантливых режиссеров и настоящие шедевры.

После смерти Сталина произошел настоящий бум в индустрии. Не только новые таланты, но и «старые» режиссеры получили второй шанс. Например, именно в 60-е годы Михаил Ромм выпустил свои лучшие киноленты, среди которых небезызвестные «Обыкновенный фашизм» и «Девять дней одного года». Период оттепели позволил развиться таким талантам, как:

  • Андрей Тарковский.
  • Глеб Панфилов.
  • Леонид Гайдай.
  • Эльдар Рязанов.

Именно этот период можно назвать золотым веком советской кинематографии, когда создавались лучшие советские фильмы. В истории кинематографа также можно встретить упоминания отдельного термина «кинооттепель».

Со временем политика Кремля ужесточалась, что сказывалось на многих кинолентах, которые подвергались запрету еще до момента завершения съемок. Но, в целом, огромное количество талантливых режиссеров получили возможность творить настоящие шедевры, потому машину кинематографа уже нельзя было остановить никаким прессингом или гонениями. Это позволило сформироваться целой плеяде известных личностей, которые сейчас являются столпами российской киноиндустрии.

Современный русский кинематограф

Переломным моментом в сфере российского кинематографа можно считать 1992 год. Из-за резкого обогащения, многие люди начали активно искать потенциальные сферы для вложений, потому именно киноиндустрия стала настоящим лакомым куском. Такая ситуация поспособствовала появлению частных инвестиций, на которые снималась большая часть всех фильмов. В это период отмечаются настоящие взлеты и падения для многих режиссеров. Смена предпочтений и аудитории сыграла довольно злую шутку и для многих режиссеров, которые не смогли приспособиться к «культуре девяностых». В итоге их фильмы проваливались в прокате и не имели даже минимального зрительского успеха.

На дальнейшее развитие индустрии стали оказывать влияние именно экономические факторы. Если рассмотреть историю русского кинематографа кратко, то в этот период творчество многих режиссеров не всегда находило своего зрителя. Периоды дефолта, чеченской войны, а после мирового кризиса значительно сокращали количество вышедших на экраны фильмов. Тем не менее уже после 2008 года количество кинолент неуклонно продолжало расти.

Если в 2002-2005 общее число снятых фильмов едва достигало 80-90 штук, то после 2006 это количество увеличивалось почти до 200 единиц за год. Многие из них остались и вовсе неизвестными по причине провальных коммерческих сборов. В этот же период активно развиваются именно сериалы. С каждым годом их количество на ТВ росло почти в геометрической прогрессии, кардинально меняя направление развития киноиндустрии.

Какие фильмы русского кинематографа Вам больше всего нравятся, и почему? Расскажите об этом в комментариях.



Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий