Вы здесь

Исламский, христианский, философский мистицизм

thumbnail
Исламский, христианский, философский мистицизм
Существует несколько учений о мистицизме – исламский, христианский, индуистский и пр.

Оглавление:

  1. Исламский мистицизм
  2. Христианский мистицизм
  3. Философский мистицизм

В переводе с греческого языка «Мистика» — «таинственный», «скрытый». То есть, речь пойдёт об отношении человека к сверхъестественным явлениям, духовной практике, направленной на связь с высшими силами. Понятие «религиозный мистицизм» подразумевает связь с Божественными силами. Каждой мировой религии присущи свои мистические доктрины. Так, например, существует индуистский, буддийский, исламский мистицизм, а также другие учения.

Исламский мистицизм

Появление первых мусульманских мистиков (суфий) связывают с VII веком, а возникновение суфизма как доктрины — XII в. Стоит отметить, что средневековый мистицизм имеет некоторые отличия от мистицизма современного.

Главным понятием суфизма является тарика — учение о религиозно-нравственном самоусовершенствовании в качестве способа мистического постижения Бога. Тарикат — это путь приближения к Всевышнему, лечение и избавление души человека от пороков и скверных качеств.

Мир исламского мистицизма основан на преодолении своих индивидуальных качеств, отречении от своего «я», полном посвящении себя Аллаху, акценте на любви к Богу.

Основной объект суфийского учения — человек в совокупности с его отношением к Богу и путями его познания.

Существуют суфии:

  • Умеренные.
  • Крайние.

Учения крайних суфиев существенно отличаются и противоречат догматам ортодоксального ислама. Чтобы постичь духовное совершенство, умеренному суфию требуется пройти следующие ступени:

  1. Признание мистиком-суфием законов и предписаний ислама — шариат.
  2. Вступление на следующий этап — тарикат, то есть, познание правильного жизненного пути.
  3. После вступления на правильный путь суфию предстоит познать истину — хакикат.

После познания истины суфию необходимо пройти такие стадии, как любовь и познание. Познав Божественную любовь, он может наблюдать красоту истины с помощью своего сердца – «глаза сердца».

Видео об исламском мистицизме

Практическая жизнь крайних суфиев устраняет мусульманскую молитву и паломничество в Мекку. Мистические радения (зикры) вытесняют исламские молитвы. Крайние суфии отделяют шариат от «хакикат». Конечной целью суфиев является Бог-истина, а не шариат, и суфии стремятся присоединиться и слиться с Богом. Утверждение суфийского учения о «вахдат аль вуджуд» (единстве бытия) основано на растворении материального мира, в том числе, и человека, в существе Бога, то есть, Бог и его творения не могут быть отделимы друг от друга. Поэтому иногда можно услышать от некоторых суфий-пантеистов такое изречение: «Я — истина, я — Бог». За подобное утверждение был казнён в Багдаде в 1922 году самый известный суфий Халладж. Правоверные видели такие слова кощунственными и считали, что суфии таким образом отрицают исламский монотеизм.

Суфизм существует и в современной жизни. Средневековый мистицизм и учения, которые несли его последователи (Халладж, Ходжа Насреддин, Газали) не были подавлены и вытеснены официальным исламом. Последователями суфизма были выдвинуты из своих рядов величайшие мыслители, философы, поэты, оставившие после себя бесценную литературу на арабском, персидском, турецком и других языках. Сегодня данная литература — важное культурное наследие мусульманского Востока.

Христианский мистицизм

Христианский мистицизм зародился с возникновением христианства. Христианские мистики могли приближаться к Богу различными способами, которые, как правило, были подкреплены сложными системами интеллектуальных обоснований, основанных на христианских учениях. Это также является их отличием от нехристианских мистиков, которые во главе ставили практику, а не теоретическое изыскание.

В христианстве не наблюдается отождествления понятий святости и своего идеала для достижения мистической экзальтации. Однако воплощение Слова Божия подразумевает реальную сопричастность и воссоединение человека с Богом. Корнями христианского мистицизма является Новый Завет. Об этом можно судить, в первую очередь, из текстов Апостола Павла и Иоанна. Христианский мистицизм в качестве своих истоков и критериев всегда имел Святое Писание. Иоанново богословие даёт начало основным течениям христианского мистицизма:
  • Мистицизм образа Божьего — стремление к «подобию».
  • Мистицизм любви.

Самим Христосом была подчеркнута мысль: «Я в Отце и Отец во мне». Таким образом, Господь указал, что путь к воссоединению в любви не является чувственным и псевдомистическим уходом, а есть согласием с Его жизнью. Из многих новозаветных фрагментов можно убедиться в том, что важность бытия в Иисусе имеет большое значение для христианина. Послания апостола Павла наполнены мистическим опытом, согласованным с высказыванием «не я живу, а Христос живёт во мне».

С течением времени христианским мистицизмом были приняты новые разнообразные формы. Наиболее значимыми среди них можно выделить:

  • Теорию исихазма (Восточная церковь).
  • Теорию чувственного эротического служения, сконцентрированного на фигуре Иисуса (Римско-католическая церковь).
  • Систематическую медитацию и созерцание, в которых на первом месте стоит глубокая молитва.
  • Богослужение, согласно которому средство восхождения и воссоединения с Богом души — литургия и мистика.

Ключевые составляющие христианской мистики — свобода, личность и любовь. Христианская мистика отличается от нехристианских именно личной составляющей, заключающейся в отрешенности, воплощенности и конкретности.

Самые известные христианские мистики — Псевдо-Дионисий Ареопагит, Св. Максим Исповедник, Св. Фома Аквинат, Якоб Бёме, Ангелус Силезиус, Майстер Экхарт, Иоганн Таулер, Валентин Вайгель.

Философский мистицизм

Мистицизм в философии — это учение философии и богослужения, особый способ понимать и воспринимать человеком окружающий мир. Такой способ основан на эмоции, интуиции и иррациональности. Практически все мировые религии и верования включают в себя мистические доктрины, обладающие общими характерными чертами:

  • Тяготение к интуитивности и символизму.
  • Психофизические упражнения или медитации, необходимые для того чтобы достичь определённого психического состояния.

В чем же заключается понятие «Философский мистицизм»? В современном мире наблюдается развитие таких форм мистицизма, как фрейдизм, неофрейдизм и неорелигиозный мистицизм. На первом плане находятся такие способы постижение мира, которые можно назвать нерациональными. К ним относятся:

  • Парапсихология.
  • Телепатия.
  • Экстрасенсорика.

Сегодня основное внимание направлено на духовно-психические способности и явления, на такие состояния психики, как психопатология, одержимость. Такие состояния и механизмы до конца не изучены, поэтому в этой области остаётся большое поле для того, чтобы строить различные предположения и умозаключения.

Наиболее влиятельными концепциями мистицизма 20 века можно назвать теософскую концепцию «мистического космизма» Е. П. Блаватской, антропософскую теорию Л. Штайнера, современное учение К. Кастанеды. Перечисленные имена отличаются большой популярностью в современной мировой культуре, они имеют множество последователей, а их книги распространяются по всему миру немалыми тиражами.

Видео о мистицизме

Основная особенность произведений современных писателей-мистиков заключается в их включенности:

  • В общие культурно-философские познания человечества.
  • В тесную связь с различными философскими учениями восточных, западных стран.
  • В обращенность к древней философии.

Мистические духовные традиции, конечно, же, родились не сегодня. Несмотря на оспаривание человечеством её правомерности, она является реально существующим типом восприятия. Не признавая этот факт, человечество рискует остаться ограниченным в полноте своих мироощущений, в возможности познавать мир.

Другая черта мистицизма данного периода — присутствие неорелигиозного характера. По мнению его последователей, их религия является более реалистичной, построенной на естественных научных основаниях, по сравнению с традиционной религией. К тому же, неорелигия не требует догматики и авторитетов, в которых так нуждаются другие религии мира.

Учение о мистицизме в его новых версиях зачастую стремится к природе, поднимает темы экологических проблем, призывая человечество вести здоровый способ земледелия, здоровый образ жизни, здоровые нравственные отношения.

Как Вы относитесь к мистицизму? Считаете ли его религией? Поделитесь своим мнением в комментариях.



Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий