Вы здесь

Что такое стартап или как воплотить идею в жизнь? Часть I

thumbnail
Что такое стартап или как воплотить идею в жизнь? Часть I
Суть start-up’a

В последние несколько лет споры о том, что современному бизнесу необходимо переходить от сырьевой экономики к инновационной, заметно усилились и приобрели определенную направленность. Каждый участник процесса выполняет свою задачу: наука обеспечивает новыми идеями, бизнес занимается их воплощением, а государство периодически напоминает о своей важности в общем деле. Такое оживление приводит к появлению новых реалий в бизнесе, одной из которых является понятие start-up проекта. Этот термин чаще всего используется при описании процесса развития любого венчурного проекта с точки зрения инвестора: «seed» – «start-up» – «early growth» – «expansion» – «exit». Именно он проходит все стадии вложения капитала, создания «стартапа», развития компании, экспансии и выхода из данного бизнеса.

Предприниматель же обращает внимание, в основном, на конкретные детали проекта: идею, создание образцов продукции, запуск проекта, завоевание рынка, внедрение новых технологий производства и управления.

Таким образом, start-up проект можно определить, как один из этапов развития нового бизнеса, и, как правило, означает компанию, которая уже готова к реализации своей основной деятельности, но не имеющая рынка сбыта, или обладающая ограниченным рынком продаж, обеспечивающим минимальную прибыль. В жизненном цикле стартапа можно выделить несколько этапов: обеспечение капитала, создание продукта, создания рынка сбыта, переход к системному предприятию.

Как организовать start-up

Для создания успешного «стартапа» необходимо разрабатывать модель бизнеса, учитывающую многие вопросы, в том числе, юридические, финансовые, технологические и кадровые. Формально, создание инвестиционного проекта ограничивается лишь регистрацией нового юридического лица, что можно сделать за один-два месяца при минимальных затратах в 20-30 тысяч рублей вместе с уставным капиталом. На самом деле, в процессе разработки бизнес-идеи, возникают вопросы об организационно-правовой форме предприятия, которая обеспечит легкое решение разногласий в спорах между собственниками, о внутреннем регламенте компании, уставные документы которой ограничивают распространение информации о продукте и производителе. Также стоит задуматься о внедрении системы менеджмента качества, организации контроля деятельности в соответствии с мировыми стандартами (например, US GAAP, или ИСО), о защите интеллектуальной собственности, о проблеме налогообложения и прав акционеров.

При создании любого венчурного проекта особое внимание необходимо уделить кадровому вопросу. Не секрет, что во многом успех бизнеса зависит от специалистов, которые над ним трудятся. Для «стартапов» это, в первую очередь, компетентные управленцы, которым не только приходится выводить на рынок абсолютно новый товар или услугу, но и создавать новый рынок для выпускаемого продукта. Кроме того, в команде обязательно должны присутствовать специалисты, отвечающие за разработку и тестирование продукта, за управление финансами и за работу с персоналом. На первоначальном этапе возможно совмещение или деление нескольких функций между основателями компании. Наиболее эффективной считается команда из 3-4 человек, над которыми стоит руководитель. Впоследствии отсутствие каждой из этих вакансий может остановить или заметно замедлить развитие start-up проекта.

Не менее важной проблемой является разработка и создание нового рыночного продукта, и определение его потребительских свойств. При решении этого вопроса необходимо определить потребительскую ценность разработки с точки зрения качества, бренда, дизайна и сервисного обслуживания. Так, примером удачного «стартапа» является сеть кафе быстрого питания «Крошка-картошка», которая начала свое существование в 1998 году с одного фургона, где продавался привычный для Москвы продукт – печеный картофель с разными начинками. Основатели компании сделали ставку на необычное приготовление всеми любимого продукта, и она сыграла.

Третьим принципом успешного развития start-up проекта является защита интеллектуальной собственности, которая может быть как правовой, так и технологической. Правовая защита заключается в получении патентов, а также во многом зависит от законодательства страны, где ведется бизнес. Технологическая защита зависит, в основном, от специалистов, без знаний и опыта которых произвести продукт невозможно. Однако, ценных работников может переманить к себе другая компания, пообещав увеличение заработной платы или другие блага. Во избежание таких случаев компания продумывает эти вопросы и прописывает их в рабочей документации и трудовых договорах сотрудников.

Определение целевых аудиторий

Решив все организационные вопросы, компания начинает поиск и определение целевой аудитории, для которой выпускаемый продукт будет важен и востребован. Если компания имеет представление о том, кто будет покупать их товар, то проблем ни с ассортиментом, ни с позиционированием не возникнет. Тем не менее, в России понятие «целевая аудитория» имеет слишком широкое значение, которое в условиях современного рынка, недопустимо. Определение целевой аудитории в b2c («бизнес для потребителей») гораздо сложнее, чем в b2b («бизнес для бизнеса»). Сектор b2b стабилен и не подвержен резким изменениям спроса, тогда как в b2c спрос может кардинально меняться из-за появления новых предложений на рынке, демографических изменений и многого другого. Успешные компании считают важным постоянно проводить обзор целевой аудитории, уточняя ее параметры и следя за изменениями спроса.

Так, например, компания Nestle, исследуя рынок шоколадных конфет, пришла к выводу, что дорогие коробки покупают, в основном, молодые женщины, любящие «зажевать» свою депрессию чем-то вкусным. Для покупательниц был важен вкус шоколада и качество упаковки, на которую они обращали внимание при покупке. Ориентация рекламной кампании на данную целевую аудиторию значительно повысила уровень продаж дорогих конфет этой марки.

Самое простое сегментирование заключается в ответах на пять вопросов (схема 5W): What? (что?), Who? (кто?), Why? (почему?), When? (когда?), Where? (где?). Такой простой подход позволяет выявить целевой сегмент рынка и выработать собственную стратегию позиционирования. Неправильное определение целевой аудитории может привести как к провалу start-up проекта, так и к значительному удорожанию производства и продвижения продукта, что также крайне нежелательно.


Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий