Вы здесь

Что такое электроника – автомобилю?

thumbnail
Что такое электроника – автомобилю?
Пути электроники и автомобиля не встречались долго. Всеобщая «электронная экспансия» обходила стороной любимое детище века. Привычному глазу, впрочем, это казалось закономерным. Ну, зачем прекрасной, элегантной, совершенной машине особые нововведения! Меняются формы кузова, мощнее становится двигатель, создаются надежные тормозные системы. Вот это действительно «автомобильное». А электроника! Если только для моды.

Мировая статистика подсчитала, что половина (вдумайтесь в это слово), половина общего числа водителей, погибших в дорожных катастрофах, не успела нажать на тормоза автомобиля. Люди не успели. Слишком мало времени для того, чтобы даже осознать опасность, а не только попытаться спасти свою жизнь.

Привязные ремни, складывающиеся рули, поролоновые прокладки положения не исправили. И неизбежно наступил момент, когда ЭВМ понадобились автомобилистам не только для подсчета и классификации дорожных катастроф. Теперь в идеале конструкторы видят машину... без водителя. Нажал кнопку и сиди пассажиром до места назначения. Только вместо кнопки на панели располагается устройство для набора пятизначного кода любого пункта города. «Маяки», установленные вдоль дороги, проведут автомобиль по улице. На перекрестке его передатчик сообщит об ЭВМ, а приемник получит точные указания о кратчайшем пути к цели. Конечно, для этого в «память» электронной машины должна быть заложена информация обо всех вариантах движения по городу.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИЛИ КОМФОРТ

Последнее десятилетние словно открыло невидимые шлюзы. Поток электронных преобразований хлынул на автомобиль. Переключатели скоростей, зажигание, регуляторы подачи горючей смеси в двигатель и регуляторы напряжения генератора, всевозможные датчики... Все электронное.

Может быть, все-таки дань моде? Чем плохо, например, старое, доброе зажигание! Плохо именно потому, что старое. Ровесник самому двигателю внутреннего сгорания. Но за это время двигатели стали мощные, высокооборотные, экономичные. А зажигание ухудшает и его экономичность, и приемистость машины и часто выходит из строя.

Еще одна традиционная деталь — ручка переключения скоростей, без которой трудно представить кабину автомобиля. Но когда-то нельзя было предположить, что придется отказаться от спиц в колесах. Ручка переключателя не только требует постоянной работы водителя. Она может заклиниться на оживленном перекрестке, а коробка скоростей всегда служит предметом пристального внимания механиков.

Электронный переключатель следит за скоростью сам. Блок, установленный на приборной доске, получает данные о быстроте передвижения машины и положении педали газа. Если соотношение между этими величинами и положением шестерен в коробке скоростей не оптимально, гидропривод включит другую передачу.

Под угрозой находится, по-видимому, не только ручка переключателя. Фактически в кабине машины не очень далекого будущего не должно остаться ничего, кроме руля и акселератора. Как в электромобиле, призванном, по мнению многих специалистов, спасти города от отравленного выхлопными газами воздуха. Но хотя время от времени выпускаются небольшие полуэкспериментальные партии «электрической надежды», а в лабораториях и научно-исследовательских институтах идут поиски новых источников тока, электромобиль не скоро еще станет хозяином городских улиц. Путь, реальный сегодня, — улучшение характеристик двигателя внутреннего сгорания. Например, за счет электронных систем управления дизельными двигателями, или, иначе, регуляторов подачи горючей смеси. Совсем недавно это была сложная аппаратура, включающая в себя сотни элементов. Сейчас — два-три интегральных микро-узла. А эффект — сокращение количества «яда» в воздухе в три раза.

«Осторожно! Юз!» Слова, знакомые не только шоферам. И плакат, где автомобиль на двух колесах выписывает немыслимые вензеля. К сожалению, плакат «глаголет истину». На неверном, словно колеблющемся полотне дороги, надежная машина внезапно меняет характер. Человек - руль - автомобиль — больше не единое целое. Упущенное мгновение, чуть резче нажатый тормоз — и разбитые кузова, сбитые столбы и перила мостов. И в итоге, сирены «Скорой помощи».

Будьте внимательными на дорогах.


Не нашли что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возможно вам будет интересны материалы наших партнёров:

Добавить комментарий